Несмотря на ожидания стабилизации ситуации в Сирии с наступлением месяца Рамадан, произошедшие события еще раз доказали, что ни правительство, ни народ не намерены идти на уступки друг другу.
Именно в первые дни Рамадана в результате столкновений между армией и демонстрантами в городе Хама, считающемся символом мятежа в Сирии, были убиты 145 человек.
В знак протеста против происходящих в Сирии событий страны Персидского залива – Саудовская Аравия, Кувейт и Бахрейн отозвали своих послов из этой страны.
Несмотря на то, что Турция, в отличие от указанных стран, предприняла шаги по урегулированию проблемы, никакого эффекта это не принесло.
Слова «наше терпение кончилось», сказанные премьер-министром Турции Реджебом Тайипом Эрдоганом, были поняты как скорое военное вмешательство Анкары в события, происходящие в Сирии. Однако Анкара ограничилась мессиджем Дамаску, переданным через главу МИД Турции Давутоглу.
Перед визитом Давутоглу в Сирию официальный представитель Башара Асада Бусейна Шабан заявила, что Анкаре будет дан резкий мессидж.
Выступление официального Дамаска с подобным заявлением, несомненно, говорило и об активизации против Турции террористов из РПК, находящихся на территории Сирии.
Это прекрасно понимали Дамаск, Анкара, а также Тегеран, считающий территорию Сирии своим блокпостом, а потому оказывающий режиму Асада всяческую поддержку.
Полное отличие происходящих в Сирии событий от ситуации в других арабских странах, а также столкновение здесь интересов Запада, Саудовской Аравии, Израиля, Турции и Ирана все более усложняет урегулирование проблемы.
Как ни странно, интересы этих государств в Сирии в некоторых моментах, как совпадают, так и отличаются.
В происходящих в Сирии событиях совпадают интересы двух государств – Ирана и частично Израиля.
Что касается интересов Ирана в этой стране, ясно, что он посредством сирийского коридора поддерживает в Ливане организацию «Хезболла», являющуюся государством в государстве.
Вместе с тем, смена режима в Сирии и выход этой части «шиитского полумесяца» из-под контроля Тегерана станут причиной ослабления Ирана в регионе.
Что касается Тель-Авива, то формирование в Сирии новой политической элиты с неизвестными целями не служит интересам Израиля, имеющего достаточный «иммунитет» против режима Асада. Ведь сколько бы Башар Асад не выступал в образе гневного врага, он не предпринял серьезных шагов в вопросе Голанских высот.
Что касается интересов Саудовской Аравии и Турции, обе страны заинтересованы в скорейшей смене режима Асада. Но активность Анкары в этом вопросе не входит в круг интересов Саудовской Аравии, так как предполагается, что сирийские политические партии, которые будут созданы после свержения режима Асада, изберут и применят в качестве своей модели самую близкую для себя турецкую модель.
Если в Сирии после режима Башара Асада будет применена турецкая модель, это намного усилит роль Турции в регионе.
Несмотря на то, что события в Сирии направлены против президента страны Башара Асада, происходящее повлияло и на Ливан.
То, что лидер «Хезболла» Хасан Насрулла, постоянно ведущий борьбу против тирании и считающийся многими мусульманами символом борьбы с Израилем, никак не отреагировал на происходящее в Сирии, нанесло удар авторитету «легендарного лидера» и свергло «Хезболла» в сердцах верующих еще до свержения режима Башара Асада.
На фоне событий в Сирии также произошло неожиданное, но очень важное для Анкары событие.
Так, на ирано-иракской границе в ходе спецоперации иранской армии был арестован лидер террористической организации РПК Мурат Карайылан, о чем сообщило государственное агентство Anadolu со ссылкой на иранское агентство FARS
Несмотря на то, что официальные круги Ирана и Турции не подтвердили информацию об аресте лидера РПК Карайылана, превратившегося в головную боль для Турции и могущего в любой момент нанести серьезный удар по внутренней стабильности этой страны, многие политические обозреватели считают эту новость правдивой.
Отрицание Анкарой и Тегераном этого факта говорит о том, что оба государства воспользуются арестом Карайылана, как предметом торга в сирийском вопросе.
С большой вероятностью арестом лидера РПК Иран поставит Анкару перед выбором в сирийском вопросе. А вот что выберет Анкара – станет известно в ближайшие дни.