Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чужие здесь не проходят

© коллаж ИноСМИлатвия
латвия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За 20 лет независимости в Латвии голосование происходило, главным образом, по этническому признаку: латыши голосуют за свои партии, русскоязычные - за свои. Этническое голосование в Латвии не исчезнет ни через месяц, ни через пять лет, такого мнения придерживаются большинство латвийских политологов. Однако, по мнению экспертов, позитивные сдвиги в этом направлении тоже имеются.

Этническое голосование в Латвии не исчезнет ни через месяц, ни через пять лет, такого мнения придерживаются большинство латвийских политологов. Однако, по мнению экспертов, позитивные сдвиги в этом направлении тоже имеются.

За 20 лет независимости в Латвии голосование происходило, главным образом, по этническому признаку: латыши голосуют за свои партии, русскоязычные - за свои. При этом так называемые русские партии, «Центр согласия» и ЗаПЧЕЛ, русскими можно назвать весьма условно. У ЦС, например, в списке латышей больше, чем представителей других национальностей. Однако выбирают эту политическую силу в основном русскоязычные, отдающих ей голос латышей около 20%.

- К сожалению, у нас очень много политиков живут и питаются за счет того, что делят людей по национальности. Это их хлеб. Латвия в этом смысле эксклюзивная страна, у нас не стесняются переходить на национальные вопросы, когда в споре кончаются аргументы, - сказал «Часу» заместитель председателя парламентской фракции «Центр согласия» Валерий Агешин. По его словам, этническое голосование в ближайшие годы полностью не исчезнет, но оно идет на спад.

- В нашем списке много латышей. Некоторые горе-аналитики утверждают, что из списка ЦС вычеркивают латышские фамилии только потому, что они латышские. Это не так. Эти люди часто не проходят в органы власти, потому что они менее известны, а вовсе не потому что у них латышские фамилии, - сказал Агешин.

Сопредседатель партии ЗаПЧЕЛ Мирослав Митрофанов в разговоре с «Часом» отметил, что этническое голосование широко распространено не только в Латвии, но и в других странах Европы.

- Оно существует в тех странах Европы, где есть несколько национальных общин. Так, например, датчане, живущие в Германии, в большинстве своем голосуют за свои партии, финны в Швеции тоже отдают предпочтение своим политикам. Но это при том, что острых проблем между общинами там нет, - говорит Митрофанов.

По его словам, в Европе наметилась тенденция: этнические партии преобразуются либо в региональные, либо в общенациональные.

- У нас в Латвии ситуация пока остается прежней, политик должен быть cвоим прежде всего. Уже потом он может быть хорошим cпециалистом, замечательным человеком и т. д., - говорит Митрофанов.

Политик считает, что ситуация с этническим голосованием может кардинально измениться в ближайшие четыре года.

- На то есть две причины. Первая - велика вероятность того, что впервые будет создано русско-латышское правительство. А вторая - мир ожидает вторую волну кризиса, которая может внести серьезные коррективы и в нашу политическую среду, - сказал Митрофанов.

Независимые эксперты считают, что этническое голосование в Латвии не исчезнет еще довольно долго.

- Все будет зависеть от политиков. Пока им выгодно поднимать эту тему и зарабатывать на ней очки, этническое голосование никуда не исчезнет. В данный момент ничто не свидетельствует о том, что ситуация изменится, - отметил политолог Иварс Иябс. По его словам, в ближайшие недели мы услышим много высказываний на национальную тему.

- Перед выборами этот вопрос вряд ли отодвинут в сторону. Эти идеи пока востребованы и приносят результат. Интересно, как будет вести себя Партия реформ Затлерса по отношению к русскоязычному избирателю? С одной стороны, ее представители говорят: не надо делить людей на русских и латышей, а с другой - экс-президент Затлерс по-прежнему отказывается от общения на русском языке, - продолжает эксперт.

Иябс считает, что ситуация может измениться лет через двадцать.

- Для молодежи этнические вопросы, тем более в период кризиса, не имеют такого значения. Думаю, что лет через 20 они не будут восприниматься так болезненно как сегодня, - сказал эксперт.