Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Действительно ли Запад задолжал «остальному миру»?

© РИА Новости Алексей КуденкоРабота "Московской межбанковской валютной биржи" (ММВБ)
Работа Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китаю и России действительно удалось добиться великолепных показателей во внешней торговле, экспортируя товары на Запад и удобно устроившись в созданной Западом после 1945 года системе международной торговли. Тем не менее, ситуация с западными долгами может перекрыть эти два пути, благодаря которым Пекину и Москве удавалось до настоящего времени обеспечить свое процветание.

Официальная реакция Москвы и Пекина на фиаско с государственным долгом Вашингтона является лишь последним примером непонимания «остальным миром» Запада и основ политики и экономики.

Премьер-министр России Владимир Путин сделал на прошлой неделе следующее заявление во время визита в организованный государством молодежный лагерь: «Это значит, что они (американцы) живут не по средствам и перекладывают часть груза своих проблем на всю мировую экономику, в известной степени паразитируют на мировой экономике». Кроме того, он добавил, что «монопольное долларовое положение» США представляет угрозу для мировых финансовых рынков.
 
После произошедшего 5 августа понижения американского рейтинга Standard & Poor’s с ААА до АА+ китайское государственное информагентство «Синьхуа» сообщило, что зависимость США от их долга угрожает мировой экономике и что Вашингтону необходимо урезать расходы на социальные и оборонные нужды. Кроме того, как считают в агентстве, если Америке не удастся взять под контроль бюджетные траты, ее ожидают новые «катастрофические» понижения рейтингов, а также финансовые потрясения на международном уровне. Китай потребовал международного контроля над американским долларом и заявил о необходимости перехода к новой мировой резервной валюте.  
 
Одним словом, Россия и Китай считают, что положительный внешнеторговый баланс, огромные валютные резервы, незначительный долг и высокие показатели роста делают их с экономической и моральной точек зрения выше Запада, который, по-видимому, не способен решить свои структурные проблемы в силу массовых сбоев в политическом механизме. 
 
Тем не менее, отцы-основатели США четко прописали в Конституции жесткое разделение властей, которое позволяет избежать нынешней ситуации в Китае и России, то есть доминирования одной ветви власти, одного человека, одной партии. 
 
Разумеется, американских политиков нередко (и не без причины) обвиняют в демагогии, а американская политическая система находится в состоянии частичного паралича из-за глубинных идеологических разногласий. Однако все это происходит точно так же, как и в других развитых странах: их избирают демократическим путем, и они работают в открытой политической системе, которая так контрастирует с ситуацией в России и Китае. Не имея возможности напрямую повлиять на политику, китайцы вынуждены выражать недовольство во время многочисленных манифестаций и вести оппозиционную деятельность в сети, как это уже было после крушения скоростного поезда 28 июня. 
 
Китаю и России действительно удалось добиться великолепных показателей во внешней торговле, экспортируя свои товары на Запад и удобно устроившись в созданной Западом после 1945 года системе международной торговли. Тем не менее, ситуация с западными долгами может перекрыть эти два пути, благодаря которым Пекину и Москве удавалось до настоящего времени обеспечить свое процветание. 
 
Сегодня Китай пытается замедлить рост своей чрезмерно разогнавшейся экономики, чтобы та перестала служить одной лишь движущей силой мировой экономики. Что касается России, недавнее падение цен на нефть в очередной раз напомнило об опасной зависимости страны от экспорта энергоносителей.
 
8 августа котировки российских акций достигли минимальной отметки за последние восемь месяцев, в то время как цены на нефть пошли вниз, а инвесторы прекратили играть на повышение нефтяных активов после появления сомнений в позитивных перспективах роста, что свело на нет полученные в начале этого года результаты. Индекс РТС потерял почти 8%, ММВБ – 5,5%, тогда как стоимость рубля упала сильнее валют других стран БРИК. 

Тем не менее, все это вполне можно было предвидеть. Россия увеличила свои расходы (в первую очередь из-за грядущих выборов), хотя сегодня, чтобы уравновесить бюджет, ей понадобились бы цены на уровне 115 долларов за баррель. Теперь по иронии судьбы уже она высказывает недовольство собственным невысоким рейтингом в тот момент, когда бы и сама была бы не против взять у кого-нибудь в долг.
 
В ближайшем будущем перспективы мировой экономики выглядят не слишком радужно, и многие опасаются наступления второй волны рецессии.

На Западе такая ситуация заставляет многих (особенно в инвестиционных банках и деловых кругах) видеть в «остальном мире» экономический рост за повышением уровня жизни, урбанизацией и огромной потребностью в инфраструктуре. В то же время со многих точек зрения положение «остального мира» гораздо хуже. Даже без учета нынешних проблем экономике и России и Китая еще предстоит столкнуться с долгосрочными структурными проблемами, решить которые правительствам будет очень непросто. 
 
Демографическая структура Китая говорит о том, что страна постареет раньше, чем станет богатой, тогда как население России вступило в фазу долгого спада, несмотря на недавний случайный всплеск рождаемости. Производственные возможности в России остаются на невысоком уровне. Кроме того, у страны непременно будут трудности с переходом от традиции разработки к коммерциализации технологий, а вся модернизация сейчас ограничивается проектом Сколково, который стал попыткой российских властей имитировать Кремниевую долину. 

Вице-премьер Игорь Шувалов заявил по телевидению в 2010 году, что у россиян просто-напросто нет предпринимательского духа. Более того, в стране царит повальная коррупция (в том числе и в образовании), а лучшие специалисты массово уезжают за границу.

У «остального мира» больше нет политических решений для урегулирования огромного торгового дисбаланса на мировом рынке, который отчасти является причиной нынешних неурядиц. Пекин продолжает индексировать курс юаня по отношению к доллару, что не дает Западу дать толчок своей экономике с помощью с экспорта, хотя, конечно, китайская валюта все же несколько прибавила в стоимости.

Россия в свою очередь не может удержать под контролем две важнейших составляющих ее экономики: мировые цены на энергоносители (прежде всего на нефть) и стоимость капитала, которая сейчас выше, чем должна была бы быть, если бы страна диверсифицировала свою экономику и не так сильно зависела от нефти. Как и в 2009 году, когда в России произошло сильнейшее падение ВВП среди всех стран большой «двадцатки», 8 августа ее биржевые показатели потеряли намного больше, чем индексы на площадках Европы и США. 
 
России не удается наладить ценообразование и выбраться из ловушки доходов от перепродажи. Более того, многие представители российской элиты уверены, что компании наподобие «Газпрома» недооценены по сравнению с западными аналогами из-за пристрастного отношения Запада к России. Эта теория заговора мешает понять либо признать, что в России господствует не верховенство закона, а  правила, устанавливаемые конкретными людьми. Это обходится стране с низкой биржевой капитализацией в миллионы долларов и евро.

Но правительство ничего не делает для того, чтобы Россия превратилась из нестабильного общества во что-то, что может приблизить ее к уровню более развитых стран. И это может затормозить ее экономическое развитие еще на десятилетия.

Китай выбрал гораздо лучший путь, чтобы избежать ловушки низких доходов, но среди прочего Пекин сталкивается с масштабным загрязнением окружающей среды и нехваткой воды.

Получается, что если Запад и испытывает серьезные трудности, то у «остальных» все в порядке. Но глобализация доказала, что проблемы одной страны либо континента могут быстро стать «заразными».

Поэтому требуются масштабные и согласованные политические решения, принятые каждой страной в отдельности, а также смелость для реализации наиболее сложных из них, равно как и мировое лидерство. Все этого сегодня и не хватает.