Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Владимир Путин никуда не денется. Любые расчеты о том, в каком направлении будет развиваться Россия после 2012 года, должны исходить из этого утверждения. Вполне вероятно, что Путин вернется в Кремль, как того ожидает большая часть обозревателей в Москве, в таком случае, Медведев останется интересной исторической сноской.

Владимир Путин никуда не денется.
 
Любые расчеты о том, в каком направлении будет развиваться Россия после 2012 года, должны исходить из этого утверждения.

Вполне вероятно, что Путин вернется в Кремль, как того ожидает большая часть обозревателей в Москве, в таком случае, Медведев останется интересной исторической сноской.

Или же он продолжит управлять в качестве неформального российского лидера, просто продлевая жизнь «тандему» и президентству Медведева на дополнительные шесть лет. В таком случае, единственным вопросом станет, какой официальный пост он будет занимать.

Так или иначе, это шоу Путина.

Я недавно беседовал с Николаем Петровым из московского Центра Карнеги о причине неотъемлемости Путина в нынешней системе.

«Путин разработал систему управляемого конфликта. Не существует конкуренции на публике, но он создал разные кланы и группы, которые борются друг с другом. Таким образом, Путин контролирует систему. Он судья и арбитр, который поддерживает баланс между ними. Ему нельзя уйти. Невозможно представить эту систему без него, потому что все соглашения гарантировались им. Без него все кланы передерутся, как после смерти Сталина».

Наблюдатели Кремля считают, что эта система взаимосвязанных и борющихся кланов, управляемая Путиным, включает в себя ядро правящей российской элиты. Главных игроков, имеющих власть принимать решения, всего около 30 человек. По распространенному мнению, узкий круг составляют двенадцать человек.

Петров описывает их как «акционеров» и «менеджеров»: «Существует около дюжины влиятельных людей в первом кругу, и около двух дюжин менее влиятельных во втором кругу. Существуют не только менеджеры, но и акционеры, которых не видно. Они не только управляют Россией, но еще и активно обогащаются. Россия выделяется потому, что, несмотря на то, что эти люди играют крайне важную роль, Путин является главным арбитром, имеющий возможность их даже заменить».

Некоторые аналитики, например, Евгений Минченко и Владимир Прибыловский, называют ядро российской правящей элиты «путинским Политбюро». Другие иронично называют его «коллективный Путин». В недавнем отчете для Chatham House Эндрю Монохан (Andrew Monaghan ) из Колледжа обороны НАТО называл их «командой».
 
Я предпочитаю называть это российским развивающимся «глубоким государством» (я работаю над более подробным объяснением, так что, оставайтесь на связи).

Помимо Путина и Медведева, в ядро, согласно Минченко и другим, входят вице-премьер Игорь Сечин, министр финансов Алексей Кудрин, глава администрации Сергей Нарышкин, заместитель главы администрации (и неформальный идеолог) Владислав Сурков, мэр Москвы Сергей Собянин и бизнесмен Юрий Ковальчук (которого многие воспринимают, как личного банкира Путина), Геннадий Тимченко, Роман Абрамович и Алишер Усманов.

И, так как это Политбюро, или «коллективный Путин», или «глубокое государство» состоит из акционеров, то больше всего оно озабочено сохранением статуса, власти и собственных богатств. Если они поверят и решат, что могут этого добиться, ослабив немного систему, перейдя к системе управляемого плюрализма, то они это сделают. Сторонником такого варианта является Кудрин и его сторонники в технократическом крыле элиты. Если же они решат, что единственным способом удержания контроля, является сохранение или даже усиление вертикальной системы устройства авторитарного государства, которое установил Путин, тогда они выберут именно этот путь. Сторонником данного варианта является Сечин и его многочисленные сторонники среди силовиков.

Оба варианта имеют определенные риски, которые я в прошлом описывал в своем блоге. Как показали конец 80-х и начало 90-х, управляемый плюрализм может выйти из-под контроля и привести - о боже! - к настоящему плюрализму, который для большей части элиты является хаосом. И как показали 70-е в СССР, отказ от открытия и модернизации системы может привести к стагнации и окостенению.

Вопрос о том, чей вес негативных уроков будет превалировать - Михаила Горбачева и его «перестройки» или Леонида Брежнева и «застоя» - остается открытым.

Этот вопрос является самым важным, а не хиромантия и долгие раздумывания о том, кто займет Кремль после 2012 года – Путин или Медведев.