Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия играет в ВТО?

Вот уже восемнадцать лет Россия пытается вступить в ВТО. Как ожидается, она должна сделать это в декабре. Но существует много данных, указывающих на то, что это вряд ли принесет пользу остальным странам.

© коллаж ИноСМИРоссия ВТО флаг
Россия ВТО флаг
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Процесс вступления России в ВТО мог бы идти значительно быстрее, если бы Москва меньше пыталась оставить без изменений свою национальную политику противоречащую правилам ВТО и больше внимания уделяла поиску точек совпадения интересов.

За несколько месяцев до создания Всемирной торговой организации, в ее Генеральном совете прошло серьезное неформальное обсуждение процедуры приема новых членов. Тогда было четко обозначено, что правительствам не следует использовать переговоры о вступлении в своих геополитических целях. Идея заключалась в том, чтобы привести политику и практику претендентов в соответствие с правилами организации и добиться того, чтобы их уступки были соразмерны тому набору торговых возможностей, которые они получают при вступлении.

Также предполагалось, что столь разные кандидаты как Китай, зарождавшаяся тогда Российская Федерация и Саудовская Аравия столкнуться с серьзеными сложностями при вхождении в структуру ВТО. В Женеве не хотели давать несбыточные надежды на то, что можно обменять правила и обязательства торговой политики на выгоды, применимые к другим сферам деятельности: экономической, военной или энергетической.

Доказательством тому является то, что Китаю понадобилось пятнадцать лет для того, чтобы стать одним из 153 членов этого клуба, а Россия вот восемнадцать лет ведет переговоры о вступлении и только сейчас рассчитывает стать членом в середине декабря.

Все указывает на то, процесс вступления мог бы идти значительно быстрее, если бы Москва меньше пыталась столь упорно оставить без изменений свою национальную политику, бессмысленно противоречащую правилам ВТО, которые она должна принять, и больше внимания уделяла поиску точек совпадения интересов.

Не может также не удивлять и то, что сам Генеральный директор этой организации Паскаль Лами (Pascal Lamy), забыл о свойственной ему дипломатичности и заявил прессе, что только безумец может попытаться сорвать завершение этого процесса.

Но главное заключается в том, что, увидев тот огромный ущерб, наносимый международным рынкам бурным ростом китайской экономики, и то, как сложно убедить власти Китая не применять по своему усмотрению правила игры, с которыми они добровольно согласились при вступлении в ВТО, никто особенно не стремится подписать еще одно соглашение, способное вызвать очередной виток напряженности в торговых отношениях.

Итак, давайте посмотрим, что говорит нам меняющаяся действительность. Если забыть о затяжном двухстороннем конфликте с Грузией, Россия стремится вступить в ВТО, так и не выполнив важных обязательств.

Она все еще дезориентирует своих собеседников применением ограничений на экспорт зерна; массовым запретом на импорт овощей из Европы; приостановкой импорта некоторых видов мяса и ограничениями на поставку куриных окорочков; попытками сохранить в автомобильной промышленности нормы, обязывающие приобретать на местном рынке 60% узлов и деталей, государственным субсидированием промышленности и целям рядом других «антисистемных» мер.

Кроме того, российские власти постоянно выдвигают все новые требования, которые должны вызвать обеспокоенность у таких экспортеров сельскохозяйственной продукции, как Аргентина. Они пытаются заполучить право направлять в сельское хозяйство средства поддержки в объеме девяти миллиардов долларов в течение первых пяти-семи лет своего членства в ВТО и говорят о возможном их последующем сокращении до 4-4,5 миллиардов. По неподтвержденным данным, что в 2009 годы субсидии в российское сельское хозяйство составили пять миллиардов долларов.

В 1996-98 годах власти этой страны намеревались «лишь» выторговать себе право выделения для сельского хозяйства субсидий в размере от 3,3 до 3,5 миллиардов долларов, хотя так никогда и не сели за стол переговоров, чтобы представить какие-то серьезные доводы в поддержку подобного требования. Российские министры должны были признать, что говорили о расплывчатой «политической» необходимости.

Тут уже не до шуток. Ввиду неудачи встречи в Дохе и высоких мировых цен, предоставлять России право на подобные субсидии привело бы к разрастанию тех, которые уже применяют все члены ВТО. В таком случае эта страна смогла бы предоставить своему сельскому хозяйству все мыслимые и немыслимые формы поддержки. Принятия подобного требования создало бы, ко всему прочему, нежелательный прецедент удовлетворения несостоятельных требований.

Неужели все так устали от переговоров, что готовы согласиться с подобным подходом к фактам? Если ответ положительный, то настала пора оценить издержки, накрыть столы и наполнить бокалы.