Главная военная новость прошедшей недели это начало ходовых испытаний первого китайского авианосца «Варяг». Этот огромный корабль советской/украинской постройки, относящийся к тому же классу, что и российский «Адмирал Кузнецов», вышел в море после длительных работ по его переоборудованию. Теперь он получит новое название Shi Lang и скорее всего станет учебно-тренировочным авианосцем; однако начало испытаний вызвало мощный испуг у наблюдателей за азиатской военно-морской сценой. Официальные представители США и Японии потребовали от Китая дать объяснения, зачем ему нужен авианосец, как будто они обладают правом надзирать и контролировать китайские решения о военных закупках. Китай, со своей стороны, гневно отреагировал на японскую критику по поводу его военной политики.
Хотя все внимание сегодня приковано к Shi Lang, строительство авианосцев идет сегодня быстрыми темпами во всей Азии. Индия скоро получит другой переоборудованный и модернизированный советский авианосец «Адмирал Горшков». Китай и Индия также приступили к строительству своих собственных авианосцев. Недавно Япония завершила постройку второго эсминца-вертолетоносца класса Hyuga, и согласно поступающим сообщениям, вскоре она приступит к строительству более крупных авианесущих кораблей. Со временем они могут быть оснащены палубными истребителями F-35B Lightning II, благодаря чему Япония повысит свою ударную мощь и получит превосходство в воздухе.
Пока нельзя сказать, что Китай, Япония и Индия вступили в гонку вооружений, однако они вполне определенно с большим вниманием наблюдают за военно-морским строительством друг друга. Если такое соперничество усилится, эти державы могут позаимствовать идею о контроле над вооружениями начала 20-го века.
После Первой мировой войны Япония, Соединенные Штаты и Великобритания начали реализацию крупных программ военно-морского строительства. Каждое государство стремилось создать более крупные и мощные боевые корабли, чем его конкуренты. И конечно же, каждому было весьма трудно угнаться за темпами строительства других. Отчасти из-за огромных военных расходов, отчасти в связи с уверенностью в том, что военно-морская гонка Германии и Британии в начале века спровоцировала Первую мировую войну, крупные военно-морские державы договорились в начале 1920-х годов сесть за стол переговоров и обсудить возможность заключения договора по военно-морскому строительству.
Соединенные Штаты Америки сыграли решающую роль в этих дискуссиях. После Первой мировой войны американская экономика стала самой сильной в мире, и кроме того, у Америки появился, наверное, самый современный боевой флот. ВМС Великобритании, которые во время войны приостановили значительную часть проектных и строительных работ, начали отставать, несмотря на свой богатейший боевой опыт. Японские военные корабли производили глубокое впечатление, но японская экономика была в десять с лишним раз слабее американской. Точные цифры неизвестны, но приблизительно ВВП США более чем на 50% превышал ВВП Японии и Британии вместе взятых. Короче говоря, Соединенные Штаты вполне могли продолжать победную для себя гонку военно-морских вооружений, соперничая с Японией и Великобританией одновременно.
Вместо этого США решили ограничить свои военно-морские амбиции до такого уровня, который был бы терпим и приемлем для Великобритании и Японии. В Вашингтонском военно-морском договоре от 1922 года три ведущие державы, к которым присоединились Франция и Италия, договорились о жестких ограничениях по количеству боевых кораблей, которые они могли строить и иметь в составе своих флотов. Позднее в договор были внесены поправки, устанавливавшие ограничения по авианосцам и вспомогательным судам. Соединенные Штаты и Великобритания могли строить одинаковое количество кораблей и судов, в то время как японцы получали право иметь примерно две трети от этого количества, а французы и итальянцы – одну треть. Этот договор стал попыткой создания баланса политической и военной мощи. Он нарушил англо-японский альянс, но позволил Японии иметь достаточно сил, чтобы защищать свой район от Королевских ВМС и от флота США.
Какими могут быть перспективы аналогичного соглашения сегодня? Китай, Индия и Япония не рвут удила в попытке догнать и перегнать друг друга по объемам военно-морского строительства. И тем не менее, заглядывая в 10- или 20-летнюю перспективу, мы можем сказать, что азиатским державам имеет смысл подумать о том, как урегулировать свое военно-морское соперничество. Индия, Китай и Япония могут добиваться осуществления своих целей и с ограниченным количеством авианосцев. В определенный момент времени чрезмерное строительство только подтолкнет соперников к активизации усилий в данном направлении. В тщательно подготовленном договоре об ограничении военно-морских вооружений можно будет признать факт экономического и силового дисбаланса между тремя странами; в нем можно будет учесть стратегические реалии и сделать попытку удержать соперничество в определенных рамках. Мотивационная логика таких ограничений заключается в следующем: Индия, Китай и Япония обеспечат собственную безопасность при наличии четырех авианосцев в той же мере, как и при наличии восьми, если они будут иметь гарантии, что восемь авианосцев никто из них строить не будет.
Но как и в 1921 году, самым важным переменным фактором в этом процессе остается позиция США. В боевом составе ВМС Соединенных Штатов в настоящее время имеется 11 авианосцев, причем каждый из них мощнее тех кораблей, о строительстве которых думают Индия, Китай и Япония. Китай в особенности ощущает угрозу, исходящую от военно-морской мощи США. В любом соглашении между тремя азиатскими странами придется учитывать тот дисбаланс, который создают американские ВМС. Совершенно невероятно, что Соединенные Штаты согласятся на санкционированное международным сообществом сокращение своих авианосных сил. Однако, учитывая сегодняшние финансовые и бюджетные реалии, американское правительство может пойти на отсрочку перспективных закупок авианосцев. Этот договор может заинтересовать Соединенные Штаты и в том случае, если в нем, как и в соглашении начала 1920-х годов, будут установлена и закреплена определенная система международных отношений. В частности, перспектива сотрудничества между Индией и Японией в целях создания противовеса китайской мощи чрезвычайно выгодна для Америки. В конце концов, в вашингтонском договоре не все его участники были в равном положении; в нем учитывался существующий дисбаланс сил, факторы экономики и стратегические цели. Смысл таких ограничений вооружений в том, чтобы предотвратить соперничество ради соперничества.
Безусловно, этот договор в итоге все равно не смог предотвратить Вторую мировую войну, поскольку появились такие мощные державы как Германия и Россия, а японцы в 1936 году отказались от ограничений по нему. Но пока договор действовал, народы Японии, Великобритании и Соединенных Штатов имели от него большие преимущества, поскольку не было необходимости в огромных военных расходах на строительство и поддержание в боевой готовности мощных флотов. Кроме того, если бы договором не регулировалось военное соперничество, одна или несколько великих военно-морских держав могли в 1920-е годы прийти к мысли о том, что развязать войну предпочтительнее, чем сталкиваться с неустойчивым балансом военной мощи. Пожалуй, самое важное заключается в том, что переговоры по Вашингтонскому военно-морскому договору заставили крупные державы сесть за стол и провести полновесные и откровенные дискуссии друг с другом о реалиях сил, интересов и экономики. Аналогичная дискуссия в Азии может сегодня принести большую пользу и предотвратить массу неприятностей.
Роберт Фарли - доцент Школы дипломатии и международной коммерции имени Паттерсона (Patterson School of Diplomacy and International Commerce) при Университете Кентукки. К сфере его интересов относятся вопросы национальной безопасности, военной доктрины и морские проблемы. Он ведет блоги на Lawyers, Guns and Money и Information Dissemination. Его колонка Over the Horizon публикуется по средам.