Тон заявлений по Сирии становится все более резким, что несколько выходит за рамки традиционного августовского затишья. К несчастью, решения принимаются далеко не с той скоростью, которую требуют творимые уже пять месяцев режимом Башара Асада бесчинства. Реакция международного сообщества оказалась достаточно жесткой, но у него нет реальной возможности повлиять на Дамаск, раз уж Сирия не оказалась «одинокой жертвой», как Ливия.
Партнеры в лице России и Ирана, влияние на ситуацию в самом взрывоопасном регионе мира (от Ливана до сектора Газа) - все это вынуждает Запад и ООН идти на компромисс с Дамаском. Вчера мы достигли нового уровня по шкале угроз. Которые сегодня звучат со всех сторон... Барак Обама потребовал от президента Сирии уйти в отставку. Николя Саркози, Ангела Меркель и Дэвид Кэмерон высказались в том же ключе: «Мы призываем его осознать полнейшее неприятие его режима сирийским народом и отказаться от власти во имя высших интересов Сирии и ее народа». После экономических санкций и воздушной блокады США приняли решение ввести запрет на импорт сирийских нефтепродуктов на свою территорию. Однако, как несложно догадаться, поставки в Америку занимают ничтожную часть от всего сирийского экспорта (по оценкам ЦРУ, в 2010 году он достиг отметки в 8 миллиардов долларов). В 2009 году тремя крупнейшими клиентами страны стали Ирак (31%), Ливан (13%) и Германия (9,2%). Таким образом, дипломатам приходится проявлять осторожность и изворотливость, однако они не теряют из вида конечной цели.
Незадолго до заседания Совета безопасности ООН, главным вопросом которого стали репрессии в Сирии, Башар Асад связался по телефону с генеральным секретарем Пан Ги Муном и сообщил, что «военные и полицейские операции были прекращены». Тем не менее, в выступлении перед центральным комитетом партии Баас (первом с начала восстания 15 марта) запятнавший себя кровью президент не отступил ни на шаг от прежней позиции: «Сирия останется сильной, продолжит сопротивляться и не откажется от своего достоинства или суверенитета». Сирийская власть беспокоится о своем имидже, но не собирается отходить от дел. Она ощущает свою силу. И не без причины.
Россия продолжает поставлять ей оружие. Об этом заявил в среду генеральный директор госкорпорации «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин. Настоящий честный партнер, который уважает данное слово и предлагает широчайший выбор товаров, от тактических ракет до бронежилетов: «Пока не объявлены санкции, пока нет распоряжений, указаний правительства, мы обязаны выполнять наши контрактные обязательства, чем мы сейчас и занимаемся». Другими словами, Россия грозит наложить вето на любую ооновскую резолюцию и продолжает вести бизнес с Сирией. То есть дело еще отнюдь не сделано: все ждут не слов Парижа или Вашингтона, а заявлений со стороны Москвы. Которое позволило бы спасти множество жизней.