За обедом в киевском ресторане Оксана, украинская журналистка, замечает, на русском, что если ей когда-нибудь доведется побывать в Москве, она будет обращаться к людям на украинском.
На другом мероприятии Юлия, гостья из России, невинно предполагает в разговоре с Анной, управляющей галереей, что было бы удобно иметь два паспорта, один украинский, а второй российский. Гневная реакция Анны является моментальным уроком украинского национализма.
Даже в здании украинского Министерства иностранных дел, когда мы отключаем камеры Voice of America, украинский дипломат обрушивается на своих русских коллег, называя их снисходительными, агрессивными, запугивающими и застрявшими в прошлом. Способ, которым русские пытаются завлечь Украину в Таможенный союз, подразумевает экономические наказания, если Украина не присоединится. Никакого упоминания о положительных сторонах.
В четверг, 25 августа, Украина отмечает 20 лет независимости.
С 1991 года эта центральноевропейская страна размером почти с Францию прошла через множество внезапных экономических и политических изменений.
В рамках такой последней политической кривой Юлия Тимошенко, потерпевшая поражение на последних президентских выборах, сегодня гаходится в тюрьме, где, по сообщениям, страдает от проблем со здоровьем.
Последняя экономическая кривая вывела Украину на рекордный рост в 5% за первые 7 месяцев этого года, что ощутимо выше, чем в богатой нефтью России, продемонстрировавшей за аналогичный период рост лишь на 3.9%.
Несмотря на всевозможные изменения, одна тенденция остается неизменной: рост национальной самоидентификации и общего восприятия украинцами своей страны и своей нации. В этом месяце 93% респондентов во время опроса, проведенного Research & Branding Group, заявили, что они считают своей родиной Украину.
Во многом таким же образом, как канадская самоидентификация формируется посредством сравнений с Соединенными Штатами, украинская самоидентификация формируется в противовес России.
«Что есть русификация и почему она ведет к нищете?», - гласил заголовок недавней главной статьи в «Украинской неделе».
Сатирическая фотография на обложке изображает семью Гопник из мифической и отсталой страны Нижняя Слоббовия.
Там есть Папа, который смотрит телевизор, мрачно сжимая «Правду». За ним стоит Дочь, которая курит сигарету и явно находится на пути к подростковой беременности. Рядом Сын, твердолобый парень, который радостно потирает большую бутылку пива. И также на диване сидит Младшенький, скороспелый двухлетка, который уже выучил хорошо известный грубый жест пальцем. Посредине – Мама, чья замороженная улыбка может означать, что она принимает большое количество транквилизаторов.
Внутри авторы «Украинской недели» проводят читателя через «Анатомию русификации» - экономической, культурной и социально-политической. Для иллюстрации экономической русификации читателям предлагают фотографию наклонившейся пожилой женщины в славянском платке, бредущей мимо сияющего черного «Мерседеса».
В какой-то момент моей журналистской карьеры я освещал события в Канаде. Есть интригующие параллели между отношениями Украины с Россией и отношениями США с Канадой. Обе пары стран были некогда единым образованием, имели одну и ту же юридическую систему и доминирующий язык. Но в конечном счете пары пошли раздельными путями.
Сегодня у Соединенных Штатов население в девять раз превышает население Канады. Население же России только в три раза больше населения Украины.
Мало кто из (здравомыслящих) людей в Вашингтоне говорит об объединении США и Канады. На самом деле, к огорчению некоторых канадцев, мало кто из американцев вообще думает о Канаде. Многие американцы, возможно, вообще очень туманно представляют себе, что нынешние Канада и Соединенные Штаты когда-то были частью Британской империи, до признания американской независимости в 1783 году (Франция признала независимость США еще в 1777 году, однако война с Великобританией продолжалась до 1783 года - прим. перев.).
Но у русских другие, более сложные отношения с Украиной, чье название они часто трактуют, как «пограничная земля». Предшественником современной России была Киевская Русь, восточнославянское княжество, которое приняло христианство по православному образцу в 988 году. Для многих русских концепция независимой Украины просто неестественна. Как может мать провозгласить независимость от своего большого и красивого сына?
Москва полагала, что она наконец-таки выиграла и получила преимущество в Киеве, когда ее кандидат, «пророссийский» Виктор Янукович, был избран президентом в прошлом году.
Но спустя восемнадцать месяцев его пребывания у власти президент Янукович четко показал, что в его амбиции не входит возвращение к дням царизма, когда он был бы «губернатором» «Малороссии» - «маленькой России». Аналогичным образом, украинские олигархи не хотят быть пониженными в должности до «управляющих подразделениями», отчитывающихся в Москву.
В последние месяцы Москва предложила объединить российский Газпром с украинским «Нафтегазом». В Киеве люди сравнивают это предложение с «объединением» супермаркета с киоском.
По крайней мере четыре раза в прошлом году (я уже потерял счет) российские лидеры публично приглашали Украину присоединиться к Таможенному союзу между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Некоторые украинцы называют это «облегченным Советским Союзом» (Soviet Union Lite). Две недели назад президент Украины летал в Сочи на встречу со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым. И вновь русские пригласили украинцев вступить в Таможенный союз.
Публичным ответом президента Януковича стало интервью в пятницу журналу «Зеркало недели».
«Придет время, и в следующие десять лет или примерно в этот срок Украина будет частью Европейского Союза, - заявил президент в интервью, которое совпало с празднованием двадцатилетия независимости страны. - Мы твердо определили наше будущее. Выбор Европы стал основой украинской внешнеполитической идентичности».
Интересно, когда Москва, наконец, поймет это.