Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Оппозиция сделала предложение власти

Режиму дают шанс избежать революции, но он пока не реагирует

© РИА Новостиазербайджан
азербайджан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на выходные по случаю религиозного праздника, оппозиция Азербайджана в эти дни не бездействовала. 27 августа в офисе партии «Мусават» состоялась очередная сессия Гражданского движения за демократию «Общественная палата». Заседание было посвящено обсуждению документа под названием «Дорожная карта плавного перехода к демократии». После долгих и детальных обсуждений текст документа был принят.

Несмотря на выходные по случаю религиозного праздника, оппозиция Азербайджана в эти дни не бездействовала. 27 августа в офисе партии «Мусават» состоялась очередная сессия Гражданского движения за демократию «Общественная палата» (ГДДОП), передает «Туран». Заседание было посвящено обсуждению документа под названием «Дорожная карта плавного перехода к демократии». После долгих и детальных обсуждений текст документа был принят.

Участники обсуждений назвали его «возможностью для властей осуществить реальные реформы в стране без потрясений». Были рассмотрены также общественно-политическая ситуация в стране и задачи Общественной палаты.

Кроме того, сессия приняла три заявления: одно - с осуждением приговора суда группе участников митинга 2 апреля, второе - о нарушении имущественных прав граждан и третье - об оползне в поселке Баилово. Кроме того, было рекомендовано подготовить заявление в защиту преследуемых властями адвокатов.

Что же представляет собой «Дорожная карта плавного перехода к демократии»? В ней содержится конкретный план действий по воцарению в стране демократических методов управления. Документ охватывает поэтапный переход от авторитаризма к демократии сроком в 2 года (до президентских выборов). Так, на первом этапе создаются политические основы перехода к демократии.

В частности, начинается политический диалог между властью и ГДДОП, и все вопросы решаются путем диалога. Предполагается отказ от политической конфронтации и репрессий, создается атмосфера реформ и национального единства.

Объявляется политическая амнистия, освобождаются все узники совести и политзаключенные, восстанавливаются их гражданские и политические права, предоставляются гарантии для безопасного возвращения политэмигрантов. Принимается закон об экс-президенте.

Для поддержки курса демократических реформ в СМИ и на телеканалах проводятся дискуссии с участием членов ГДДОП. Обеспечивается политический плюрализм на телевидении (на ОТВ).

Решается вопрос о свободе собраний, и площадь Азадлыг открывается для митингов. Обеспечиваются свободы совести и вероисповедания, в том числе свобода хиджаба.

Прекращаются давление и ограничения на свободную прессу и электронные СМИ, в том числе и в сфере Интернета. Закон об информации либерализуется, принимается закон о диффамации. Упрощается регистрация НПО, и им предоставляется свобода деятельности. Создаются условия для свободной деятельности политических партий, предоставляются офисы их центральным и местным органам.

Решается вопрос о финансировании деятельности политических партий из госбюджета.

Обеспечиваются права собственности граждан. Для выработки единой позиции по карабахскому вопросу созывается съезд с участием представителей власти, оппозиции, гражданского общества, беженцев из Армении, перемещенных лиц с оккупированных территорий, известных деятелей интеллигенции. Сохраняются в силе обязательства Азербайджана, вытекающие из международных договоров, обеспечивается прозрачная отчетность об их выполнении.

На втором этапе создаются правовые и организационные основы перехода к демократии. В частности, предусматривается создание при президенте Совета по демократическим реформам (СДР). Он формируется из числа представителей, выдвинутых властью и ГДДОП. В СДР будут представлены политпартии, гражданское общество, молодежные движения и т.д. СДР занимается подготовкой и реализацией реформ. До принятия новой Конституции предлагается внести поправки в действующую Конституцию. В частности, закрепляется принцип формирования парламента и муниципалитетов на основе пропорционально-мажоритарной системы.

До достижения полного разделения властей расширяются полномочия Кабинета министров и парламента. Для обеспечения независимости судов предлагается пересмотреть систему выборов судей и адвокатов.

Устанавливаются временные ограничения на пребывание высокопоставленных чиновников на своих должностях.

Для обеспечения контроля над сектором безопасности обеспечивается подотчетность соответствующих ведомств парламенту. Избирательные комиссии формируются на паритетной основе между властью и оппозицией.

Предусматривается создание больших городских муниципалитетов с прямыми выборами их руководителей.

В социально-экономической сфере предлагается: объявление экономико-финансовой амнистии, обеспечение неприкосновенности легализованной частной собственности. Либерализуется среда предпринимательства, учреждается омбудсман по защите прав среднего и малого бизнеса; разрабатывается и поэтапно реализуется концепция социального государства; возвращаются вклады населения в бывшем Сбербанке ССССР.

Предусматривается прозрачное и справедливое распределение нефтяных доходов, включение представителей гражданского общества в Наблюдательный совет Нефтяного фонда. При этом предлагается выделение пая от нефтяных доходов каждому гражданину.

За счет государства обеспечивается медицинское страхование детей в возрасте до 18 лет, неимущих, инвалидов и пенсионеров. Восстанавливаются льготы и пособия за материнство и детство. В государственных вузах предлагается отмена платного обучения. До внедрения этого не разрешается повышение платы за образование в госвузах.

Срок действительной военной службы постепенно снижается за счет увеличения числа профессиональных военнослужащих. На всех ступенях образования предоставляется отсрочка от службы в армии.

Среди мер по борьбе с коррупцией предлагается формирование комиссии по борьбе с коррупцией из числа представителей власти и ГДДОП. Должностные лица, ставшие в центре коррупционных скандалов, должны быть отстранены от должностей. Предлагается внедрить систему декларации имущества, доходов и капитала чиновников, их близких родственников.

Наконец, на третьем этапе формируется легитимная власть. До очередных президентских выборов проводятся внеочередные парламентские выборы, внеочередные муниципальные выборы. Затем проводятся очередные президентские выборы (октябрь 2013 г.). Далее предполагается принятие новой Конституции, в рамках ее подготовки проводятся общественные дискуссии о переходе от президентской к парламентской республике.

Руководители ГДДОП считают, что реализация указанных мер поможет избежать в Азербайджане революционных катаклизмов, подобных арабским революциям.

В свою очередь провластные политики не воспринимают всерьез призывы оппозиции и уверены в стабильности общественно-политической ситуации и прочности режима.

В эти же дни представительство Европейского Союза в Баку выступило с заявлением, в котором осудило обвинительный приговор в отношении 6 активистов оппозиции, приговоренных к различным срокам лишения свободы в связи с митингом 2 апреля. Заявление было согласовано с руководителями дипломатических миссий стран ЕС в Азербайджане, передает «Туран». Миссия ЕС, напомнив о своем предыдущем заявлении после митинга 2 апреля, в котором было выражено беспокойство в связи с нарушением права на свободу собраний в Азербайджане, выразила сожаление по поводу судебного приговора в отношении 6 участников мирной акции. ЕС призвал судебную систему Азербайджана обеспечить справедливый, прозрачный и основанный на доказательствах апелляционный процесс.