Из-за противостояния в Печерском суде, поглотившего все информационное пространство и снова разделившего общество на два лагеря, как-то остались за кадром рокировки в самом правящем большинстве. А ведь они не настолько «невинны», как может показаться. И мыслящему электорату впору бы задуматься, что на предстоящих парламентских выборах особого выбора у него не будет…
По мере того как властная вертикаль Партии регионов укреплялась, росло и число ее новых сторонников. Сначала, как мы помним, туда косяками пошли простые «тушки». Затем в большинство переметнулись более именитые денежные мешки. И вот, судя по всему, настало время политических брендов — таких, как «Сильная Украина» и Народная партия (и это, вероятно, только начало процесса).
Слабость «Сильной Украины» — в слабости самого Сергея Тигипко, который для значительной части электората был реальной альтернативой Тимошенко и Януковичу. По меткому определению политолога Дмитрия Выдрина, Тигипко «остался в политике банкиром и действует как бизнесмен», который прежде всего хочет сохранить свою бизнес-империю, потому и начал играть на территории нынешней власти. Но, присоединившись к «регионалам», «партия Тигипко купила себе билет на «Титаник», считает лидер «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко (имея в виду предстоящие выборы-2012). Возможно, Гриценко и прав… Только, думается, этот «Титаник», упакованный многомиллиардными состояниями, еще долгое время будет оставаться непотопляемым. А в случае трагической развязки его экипаж пересядет на дорогие яхты и отчалит по направлению к благополучным западным берегам. Кто останется на «Титанике» — догадаться не сложно.
В общем, что касается Сергея Леонидовича, то он вернулся в свою стихию. А вот как объяснить классовые метаморфозы Владимира Михайловича Литвина, «чести и совести» Народной партии Украины, который вдруг всем сердцем воспылал к отечественной буржуазии?
Владимир Михайлович давно понял: кресло спикера — самое удобное во все политические времена. Оставаясь как бы над схваткой (ну, в редком случае яйцом попадут), он взял на себя роль «державницького» гуру и третейского судьи. Памятуя о своем имидже «народника», чаще других произносил слово «люди». Позиционировал себя как конструктивный, далекий от политических интриг общественный деятель. Литвин стал многолетним лицом украинского парламентаризма. Правда, на этом лице с бегающими глазами до сих пор отражается эпоха Кучмы, «дело Гонгадзе» и деньги, вложенные в бизнес дочери. В последнее время Владимир Михайлович пытается сохранить не столько лицо нашего парламентаризма, сколько свое собственное. Ввиду обострившейся «межвидовой» борьбы в Раде кресло под спикером зашаталось. Не говоря уже о позиции его партии (идейная «стойкость» которой напрямую связана с устойчивостью спикерского кресла).
«Что касается партии Литвина, то очевидно, его позиция еще более шаткая, чем была бы позиция партии Тигипко, — считает «нунсовец» Олесь Доний. — Его электорат — по большей части проукраинское сельское население Центральной и Северной Украины, а сегодня Литвин заигрывает с российскими националистами из Партии регионов. Литвин сейчас столкнулся с той же проблемой, которая возникла в свое время у СПУ — как только Мороз перешел в коалицию с российско-националистической Партией регионов, от него отвернулась значительная часть украинско-патриотических избирателей».
Когда-то, в ноябре 2005-го, Литвин заявлял, что не допустит, чтобы в его избирательный список попали олигархи. «У нас олигархов в списке не будет. Будут люди, которые исповедуют те принципы, которые мы исповедуем, будут люди, которые работают на политическую силу, непосредственно общаясь с людьми, так как, по моему мнению, это является главным ресурсом», — говорил Литвин.
Тогда, после «оранжевой революции», партийные боссы действительно стыдились присутствия бизнесменов в своих рядах. Тем не менее, внешне отрекаясь от олигархов, партии повышали цену за «входной билет» в свои списки, как-то не очень заботясь о том, чтобы в них присутствовали персонажи с вилами, граблями и лопатами…
Помните слоган предвыборной кампании-2007 — «Стране нужен Литвин»? А рекламу одноименного блока, пестрящую обещаниями отстоять интересы простых людей, повысить им зарплаты и пенсии, дать молодым семьям квартиры и т. д.? Владимир Михайлович, в списке которого уже тогда были люди далеко не бедные (Игорь Еремеев, владеющий НПЗ «Галичина», ООО «Континиум-Траст-Компани», ЗАО «Житомирмолокопродукт», «Луцккондитер», Львовским гормолокозаводом, «Ковельмолоком» и т. д., братья Александр и Алексей Ярославские), ездил по городам и весям и рассказывал народу о том, как собирается ему помочь. Избиратели поверили, и Блок Литвина прошел в парламент. О проблемах и бедах простых людей Литвин как-то сразу говорить перестал — сложно вспомнить хоть одно его выступление в парламенте на подобную тему. Зато вскоре стало известно о том, что его дочь Елена открыла в Киеве Дом роскоши «Вилла Гросс» — нечто вроде специального магазина для олигархов, где можно купить предметы первой и не первой необходимости за бешеные деньги. «Подобного проекта не было не только в Украине, но, может быть, и в мире», — комментировала событие Елена Литвин в интервью газете «Дело».
Сегодня, когда «главный ресурс» у «народников» давно исчерпался (по данным разных опросов, рейтинг Народной партии — 1 процент), их лидер уже не отрекается от сотрудничества с финансово-олигархическими структурами, стоящими за парламентским большинством. В недавнем радиоинтервью Владимир Михайлович высказал мнение, что олигархи — залог стабильности в Украине.
Так что, как ни крути, стране по-прежнему нужен Литвин. Кто-то же должен со спикерской трибуны Рады защищать олигархов…