Венеция продает душу дьяволу: она преклоняется перед монументальным «Фаустом», созданным режиссером для избранных, но который нравится многим. Это парадокс тех, кто не без гордости заправляет выставкой искусств и отстаивает европейскую душу перед мощью Голливуда, ценой крови подписывая вердикт жюри, который, с другой стороны, трудно оспорить.
Действительно, Лев, который рычит по-русски, признает провидческий талант Александра Сокурова, мастера трудного, но интеллектуального кино, автора образных высокохудожественных фильмов, который делает невозможное и преобразует кинематограф, создавая произведения искусства в результате глубокого духовного опыта.
Ради Бога, что тут скажешь, разве то, что члены жюри, которые полностью забыли о более понятных фильмах, таких как «Резня» (он полюбился и критике, и публике), и «Мартовские иды» (все бесполезно: неизвестно почему, фильм, которым открывают фестиваль, никогда не принимается в рассмотрение), присуждением Золотого Льва «Фаусту» («есть фильмы, которые заставляют плакать, смеяться, думать, переживать, фильмы, которые навсегда переворачивают жизни») обеспечили триумф кинопленке, которую после окончания магического фестиваля посмотрят немногие. Этот фильм требует многого от того, кто его смотрит, не давая никому ничего взамен.
Но в победе экспериментального кино, более отважного, на которое трудно наклеить ярлык (стоит порадоваться, что многочисленные, как никогда, признания выпали на долю и этого направления кинематографа), участвует также и Италия: действительно, кинофильму «Материк» Эмануэле Криалезе была присуждена специальная премия жюри фестиваля (сказать по правде, с излишней щедростью...). Этот режиссер родом с Сицилии считает, что успехом своего фильма он обязан «рыбакам и людям моря». Кроме того, он поблагодарил жителей Линозы и Лампедузы за то, что они «научили меня заглядывать за горизонт, который мне казался узким».
Кубок Вольпи, который присуждается лучшим актерам, был заслужен обоими победителями. В соревновании многочисленных актеров на 68-м Венецианском кинофестивале победил Майкл Фассбиндер, крайне популярный, осаждаемый со всех сторон журналистами. Он сыграл роль в фильме Дэвида Кроненберга «Опасный метод», победив многих достойных конкурентов (включая Гэри Олдмана, которого он назвал «своим героем»), и в фильме МакКуина «Стыд», интерпретируя роль человека, одержимого сексом в обнаженном виде (во всех смыслах). Великолепна и китаянка Диини Йип (Deanie Ip), домработница в трогательном и убедительном фильме «Простая жизнь». Серебряный лев лучшему режиссеру вполне заслуженно тоже ушел в восточном направлении и был отдан Цай Шанцзюнь (Shangjun Cai) за великолепную съемку фильма «Люди горы люди море».
Заключительная церемония была очень сдержанной с похоронным оттенком (Витториа Пуччини, отважная крестная мать фестиваля, была бледна после недавней смерти матери; Сокуров тоже не мог не вспомнить о трауре по случаю гибели 43 человек в разбившемся самолете). В финальной речи директор Марко Мюллер (речь казалась прощальной, так как его контракт истек, но если есть здравый смысл у руководителей, то он будет вновь возобновлен) восхвалял греческое кино (у нас его любят) за лучшую сценографию («Альпы»), двух молодых интерпретаторов из японского «Himizu», получивших премию Мастроянни, Робби Райана (Robbie Ryan), оператора фильма «Грозовой перевал» (премия Osella за технический вклад) и итальянца Гуидо Ломбарди за «Là-bas» (лучший дебют). Это фрагменты завтрашнего кино, которое бросает вызов будущему своим не вполне общепринятым языком, так как фестиваль в Венеции является водоразделом, границей. Назад возврата нет.