Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Александр Сокуров, чья картина «Фауст» принесла ему «Золотого льва» на Венецианском фестивале, является продолжателем идей Андрея Тарковского и создателем высокого российского кино, мнением которого не раз интересовался Владимир Путин. Тем не менее, его творчество гораздо шире известно в Европе, чем в его собственной стране.

Александр Сокуров, чья картина «Фауст» принесла ему «Золотого льва» на Венецианском фестивале, является продолжателем идей Андрея Тарковского и создателем высокого российского кино, мнением которого не раз интересовался Владимир Путин. Тем не менее, его творчество гораздо шире известно в Европе, чем в его собственной стране. 

Навеянная классикой Гете картина, которая была снята на немецком языке и по-новому раскрывает классическую историю противостояния с дьяволом в виде размышления о природе власти, стала завершающей частью тетралогии 60-летнего режиссера о диктаторах, власти и человеческой глупости, начатой в 1999 году с «портрета» Адольфа Гитлера. 

«Дьявола нет, но есть человек, который порой может пасть так низко, что становится воплощением зла», - рассказал режиссер о своем фильме.

Эти слова Александра Сокурова вполне можно отнести и к России, которая охвачена коррупцией и насилием, и где понятия добра и зла перемешались после распада коммунистической системы.

Тем не менее, режиссер, который проживает в Санкт-Петербурге, вдали от властных кругов и интриг московского кинематографического сообщества, редко выступает на публике, неторопливо работает над картинами и не идет в политику.  

Несмотря на международное признание, он является одним из немногих деятелей российской культуры, к которым прислушивается Владимир Путин. Так, в субботу он сообщил, что в скором времени собирается встретиться с премьер-министром и попросить у него не допустить приватизации петербургской студии «Ленфильм», так как, по его мнению, это ускорит процесс исчезновения качественного кино. 

В начале своей карьеры, еще до эпохи коммерческого кино и заполнивших телеэкраны насилия и пошлости, Александру Сокурову пришлось преодолевать и другое препятствие, железную хватку советского кинематографа.

Сокуров родился в 1951 году в небольшой деревне в Иркутской области. Его отец был военнослужащим Красной армии, и его семья была вынуждена переезжать вместе с ним: в Польшу и Туркменистан.

После учебы на историческом факультете Горьковского государственного университета он поступил на режиссерский факультет Всесоюзного института кинематографии, но был вынужден закончить учебу раньше срока в 1979 году из-за обвинений в формализме и антисоветских настроениях.

Тем не менее, в 1980 году он все же устроился на студию «Ленфильм» в северной столице по рекомендации режиссера Андрея Тарковского («Андрей Рублев», «Зеркало»), по стопам которого он и последовал. 

«У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные... Но... гений! Рука гения», - сказал как-то Тарковский.

С тех пор он создал немало как документальных, так и художественных фильмов, которые при этом не принесли ему большой известности в родной стране.

Его картины зачастую отличаются строгостью, что делает их так непохожими на все, что обычно идет сейчас в российских кинотеатрах.

Фильм «Русский ковчег» (2002 год), прошедшее в петербургском Эрмитаже погружение в историю России, был снят без выключения камеры и таким образом стал самым длинным дублем в истории кинематографа.

В 2006 году он посвятил картину «Элегия жизни» виолончелисту Мстиславу Ростроповичу и его супруге певице Галине Вишневской.

На следующий год он попробовал силы в опере с классической постановкой «Бориса Годунова» Мусоргского в московском Большом театре.

В 2010 году он присоединился к борьбе горстки деятелей кино против председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова («Утомленные солнцем»), еще одного прославившегося на весь мир столпа российского кино, чьи фильмы все больше принимают националистическую окраску.