В начале сентября в городе Ярославле состоялся третий Мировой политический форум, который Россия рассматривает в качестве серьезного мероприятия для обсуждения инновационных идей.
По заключению экспертов, главным бенефициарием стал бывший Постоянный представитель Российской Федерации в НАТО Дмитрий Рогозин, который сенсационными заявлениями в рамках доклада на Ярославском форуме отметил свое возвращение во внутреннюю политику России.
Д. Рогозин, весьма активно представлявший позиции Москвы в Североатлантическом альянсе, своими амбициозными заявлениями подчеркнул направленность своего будущего политического курса.
Сотрудник Центра стратегических и международных исследований США Сергей Маркедонов анализирует и весьма критично оценивает выдвинутые Д. Рогозиным предложения.
По словам С. Маркедонова, тезисы Д. Рогозина являются серьезным вызовом и следует обратить внимание на тот факт, что ему никто не оппонирует.
Ожидали, что прибывший в Ярославль Д. Рогозин будет говорить об отношениях НАТО и России, но темой доклада им был избран «национальный вопрос в современной России и Европе», в котором он с отличительных и довольно рискованных позиций рассмотрел национальную ситуацию в России и назвал Северный Кавказа главной причиной существующих проблем.
Он считает, что русский народ в современной России находится в роли «дискриминированного большинства» и главная линия напряженности проходит через конфликт, существующий между Россий и республиками Северного Кавказа. Исправить положение может только восстановление равноправия всех проживающих в России этнических сообществ.
Согласно теории Д. Рогозина, русский народ по своей сути является носителем модернизации и современной политической культуры в широком смысле этого слова. Тогда как периферийные регионы, и в первую очередь Северный Кавказ, стремятся к архаизму и социальной отсталости. Отсюда следует сделать жесткий и недвусмысленный вывод: либо периферия подчинит себе центр и варваризирует его, либо центр модернизирует периферию.
Чтобы предотвратить развитие событий по предполагаемому негативному сценарию, Рогозин говорит о необходимости восстановления не формального, а фактического контроля над Северным Кавказом и предотвращении нарушения русского культурного стандарта со стороны различных этнических представителей этого региона. Здесь же им поднята тема миграции населения из Северного Кавказа, которая признана неприемлемой, содержащей большую опасность для современной России.
Маркедонов соглашается с Д. Рогозиным в том, что Северный Кавказ с возникшими там проблемами является главной головной болью для России. Но там же указывает, что многие его тезисы строятся на неверных посылках и их дальнейшее развитие в этом направлении создаст опасность единому российскому государству. В первую очередь это состоит в противопоставлении «архаичного» Северного Кавказа с «прогрессивным центром».
- Северный Кавказ, действительно, имеет свои исторические и приобретенные позднее характерные особенности. Но он часть единого российского пространства, и без социального и экономического оздоровления всего организма попытки лечения его отдельных частей – задача утопическая и непродуктивная, - заключает С. Маркедонов.
В 90-е годы северокавказцев обвиняли в том, что они выбирали не тех лидеров и строили этнократические модели. С 2004 года всех лидеров республик Северного Кавказа подбирает, назначает и освобождает Кремль. Местные министерства внутренних дел, службы безопасности и прокуратура непосредственно подчиняются центру. Преувеличена «клановость» и «традиционность» северокавказцев. В «передовой Москве» и «отсталом Дагестане» коррупция и клановость процветают одинаково.
В отличие от Д. Рогозина С. Маркедонов считает, что причина сегодняшнего конфликта на Северном Кавказе, радикальный ислам или этнический национализм, порождены не абстрактными «традициями» и «культурными кодами», а урбанизацией и транформацией рыночной экономики с характерными для этого процесса социальными издержками.
С. Маркедонов считает грубой и опасной ошибкой разделение общества на русских и нерусских, так как все они являются гражданами одной страны и такое разделение и противопоставление населения играет на руку противникам Российского государства.
По его мнению, было бы неверным закрывать глаза на весьма широкую палитру конфликтов на Северном Кавказе, как: земельная проблема между кабардинцами и балкарами, вопрос представительства во власти республики между черкесами и карачаевцами, многолетний осетино-ингушский конфликт, погранично-административный спор между чеченцами и ингушами, сложные взаимоотношения между туркменами и ногайцами в Ставропольском крае, нерешенные проблемы в многоэтническом Дагестане и др.
Он выражает сомнение по поводу того, что выдвинутые Д. Рогозиным тезисы выражают интересы определенной части российского руководства, которая хочет отвлечь внимание населения от борьбы за гражданские права и переключить его на другие вопросы, что уподобится призыву гасить пламя нерусской этнократии керосином русской этнократии.
По словам Маркедонова, Д. Рогозин часто упоминает о факторе распада Советского Союза и его последствия, но забывает, что главным и решающим в этом процессе являлся не украинский или грузинский сепаратизм, а постановка вопроса о самоопределении России. Попытки регулирования процессов внутренней миграции из Северного Кавказа чреваты теми же последствиями для единства нынешней России.
Если ошибочным и опасным тезисам Д. Рогозина, которые он своим ораторским мастерством и полемическим талантом навязывает обществу, не выставить контраргументы, то его апартеидная теория станет популярной, что будет иметь разрушающие последствия, - заключает С. Маркедонов.