Тема интеграции Грузии в ЕС и НАТО будет приоритетным направлением внешней политики страны в нынешнем сезоне. Президент Грузии еще в начале сентября, во время визита в Польшу, заявил, что «этой осенью ждет серьезного прорыва» с точки зрения интеграции страны в Евросоюз.
Наиболее важными политическими событиями наступившей осени можно считать визиты президента Франции Николя Саркози и генерального секретаря НАТО Андерса Фог Рассмусена в Грузию, а в конце сентября президент Грузии Михаил Саакашвили также примет участие в саммите «Восточного партнерства».
От нынешних визитов Тбилиси действительно ожидает не только подписания договора о создании зоны свободной торговли с ЕС и предоставления финального плана по вступлению в Североатлантический альянс.
Скорее, Грузия ожидает подтверждения своей важности для европейских институтов, в чем в последнее время у многих наблюдателей появились сомнения. В официальных заявлениях грузинские власти утверждают, что с точки зрения требований для вступления в Североатлантический альянс Грузия удовлетворяет практически всем требованиям.
Более того, Тбилиси недвусмысленно дал понять, что сейчас желает получить от НАТО больше, чем повторение решения Бухарестского саммита 2008 года о том, что Грузия когда-либо станет членом альянса.
Правда, в ближайшей перспективе вряд ли возможны кардинальные изменения в отношениях Грузии с Западом. Грузия, конечно, продолжит добиваться необходимых преференций в вопросах интеграции в ЕС и в альянс, но Запад не станет закрывать глаза на реальные проблемы страны. Скорее всего, дело ограничится уверениями в дружбе, очередными декларациями и заявлениями о готовности принять Грузию в НАТО и сделать все для интеграции с Европой.
На пути Грузии в НАТО существуют непреодолимые преграды, о которых чиновники из альянса, может, и не говорят, но помнят всегда.
Дело в том, что альянс не станет принимать в свои ряды страну, которая имеет территориальные проблемы. Так как, если принимать Грузию без Абхазии и Южной Осетии, это станет косвенным подтверждением независимости сепаратистских республик. Если же принимать и эти две части Грузии, то придется дать членство в альянсе территориям, на которых расположены российские военные базы.
Да и принимать небольшую страну с большими территориальными проблемами НАТО поостережется, просто чтобы не ввязываться в возможные конфликтные ситуации с Россией.
Кроме того, в вопросе принятия в НАТО учитывается множество других факторов, в том числе соответствие той или иной страны демократическим стандартам и ценностям, а также достаточно сильная экономическая система страны.
Важную роль играет и военно-технический аспект. Постепенная стандартизация вооруженных сил по тем параметрам, которые установлены в НАТО, не может быть завершена Грузией в самые ближайшие годы. Однако в перспективе как раз в этом отношении у Тбилиси есть все шансы соответствовать требованиям альянса.
Как бы то ни было, приходится признать, что крупные европейские игроки - Франция и Германия - не спешат принимать решение о членстве Грузии в НАТО и продвижении страны в ЕС. Ожидания Тбилиси рискуют затянуться на неопределенный срок, а ожидания Саакашвили от нынешней осени оказаться завышенными.