Публичная размолвка, произошедшая в марте этого года между президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным по поводу воздушных военных операций против Ливии, была более значительной, чем это могло показаться в то время.
Путин осудил резолюцию, вынесенную на обсуждение в Совете Безопасности ООН и разрешающую военно-воздушное вторжение сил НАТО в Ливию с целью защитить мирных жителей от войск лидера страны Муаммара Каддафи, назвав ее эквивалентом «средневековых призывов к крестовым походам».
Президент ответил, что характеристика ситуации Путина была «недопустимой» и могла разжечь ожесточенную борьбу на Ближнем Востоке.
В марте такая перепалка показалась лишь первым признаком политического напряжения, нарастающего между двумя политическими лидерами в преддверие президентских выборов в следующем году, когда, согласно ожиданиям, Путин попытается вновь занять пост президента, который принадлежал ему с 1999 по 2008, а Медведев постарается сохранить свое место в Кремле.
Безусловно, так оно и было, но в то время, когда Москва старалась найти подходящий ответ на события «арабской весны», который бы удовлетворял национальным интересам России, подобная словесная дуэль возвестила о том, что перед страной встает необходимость сделать принципиальный выбор.
Противоположные мнения по поводу вторжения в Ливию и волнений на Ближнем Востоке в целом иллюстрируют весьма отличающиеся подходы Медведева и Путина в отношении постсоветской реорганизации России, как во внутренних делах, так и в отношениях с внешним миром.
Выражаясь простым языком, Медведев в этих вопросах настроен более либерально и придерживается довольно широких взглядов. Его взгляд обращен на Запад в сторону Европейского Союза и Североатлантического Альянса.
Путин, бывший агент секретных служб КГБ, воспитанный старым режимом, полагает, что развитие должно контролироваться директивами из центра.
Он в совершенстве освоил этот стиль руководства, и именно поэтому у него хорошие шансы вернуть себе президентский пост, несмотря на то, что такой стиль подразумевает некоторые удаленные во времени опасности и ограничения.
Взгляд Путина направлен на Восток, что объясняет вложение значительных денежных средств в проекты по развитию инфраструктуры российского тихоокеанского побережья Дальнего Востока. Демонстрируя нотки ностальгии по ушедшей в прошлое Советской империи, он сосредотачивает свое внимание на восстановлении влияния страны на ее бывших территориях в Центральной Азии и на решении проблем на российских территориях мусульманского Кавказа.
Эти две различные точки зрения породили такой подход к беспорядкам на Ближнем Востоке, который зачастую кажется туманным, а порой противоречивым.
Ответ на инициативы ООН в Ливии как раз и относится к такому случаю.
Россия поддержала резолюцию Совета безопасности о запрете продажи оружия Триполи, даже несмотря на то, что заморозка военно-торговых контрактов с Ливией стоила Москве 4 миллиарда долларов.
Но, несмотря на то, что Москва как будто поддерживает принципы невмешательства и территориального единства государств-наций, она воздержалась от голосования по резолюции о создании запретной для полетов зоны над Ливией, а не отвергла ее, очевидно, потому что Лига арабских стран поддержала вторжение в страну с целью свергнуть режим Каддафи.
Сейчас, однако, мы видим, что Медведев настойчиво выступает против введения санкций ООН против Сирии, где режим президента Башара Асада уже многие месяцы расправляется с уличными демонстрантами, выступающими за проведение реформ.
Ранее на этой неделе Медведев заявил, что «нет никакой необходимости» усиливать давление на Сирию, помимо применения уже существующих санкций ООН и ЕС.
После распада Советского Союза президент России Борис Ельцин сосредоточился на том, чтобы заручиться дружеской поддержкой стран Ближнего Востока, в особенности Саудовской Аравии и Израиля, 20% населения которого составляют иммигранты из России.
Путин и Медведев уделяли большое внимание восстановлению отношений с бывшими союзниками советской эпохи, включая таких воинственных негосударственных акторов как «Хезболла» в Ливане и ХАМАС в секторе Газа.
Ключевыми в списке союзников были Сирия и Иран, по коммерческим причинам, а также потому что события, происходящие в этих двух странах, могут иметь существенные последствия для российских территорий и интересов на Кавказе и в Центральной Азии.
В случае с Сирией, где располагается база российского Средиземноморского флота, Россия разрабатывает прибыльные нефтяные и газовые проекты и куда она поставляет оружие на общую сумму в 10 миллиардов долларов, Медведев и министр иностранных дел Сергей Лавров пытаются одновременно предотвратить международную интервенцию и заставить Асада пойти на реформы.
Поскольку ее альянс с Ираном распался, Москва также пытается построить отношения с Дамаском, еще одним союзником на территории Ближнего Востока.
Тегеран и Москва сейчас находятся в состоянии жестокой конкуренции за сферы влияния на Кавказе и в Центральной Азии, что усугубляет и без того противоречивые позиции России по отношению к ядерной программе Ирана.
Россия выстроила ядерный реактор в Бушере, Иран, который будет запущен до конца этого года. Но она также входит в состав квартета, вместе с США, ЕС и ООН, пытающегося помешать Ирану заполучить ядерное оружие.