София – Украина сегодня весьма сильно отличается от Украины времен Оранжевой революции, которая семь лет назад взяла постоянный курс на сближение с Европейским Союзом семь лет назад. Согласно результатам опросов общественного мнения в самой стране, а также голосам критиков в Евросоюзе, получивший в 2004 году поддержку ЕС толчок украинского общества по направлению к демократии, честному и прозрачному государственному управлению не смог обеспечить проведения настоящих реформ. До последнего времени являвшаяся примером углубленной интеграции с Западом Украина, после победы на выборах пророссийского президента Виктора Януковича в январе 2010 года, кажется, вновь находится на распутье.
Каков язык украинской политики сегодня – говорящий в пользу Евросоюза или в пользу России – это вопрос, на который у страны по-прежнему нет ответа. В любом случае ставки высоки, а факты неопределенны. 29 сентября мы ждем давно ожидавшегося саммита европейских лидеров с восточными партнерами ЕС, где Украина должна стать одной из главных стран как государство, находящееся на последней стадии переговоров относительно ассоциированного членства в ЕС и создания углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (deep and comprehensive free trade area – DCFTA) с Евросоюзом. Последние данные показывают, что Европейский Союз является крупнейшим торговым партнером Украины.
С другой стороны, Россия продолжает отстаивать свои экономические и политические позиции как крупнейшего энергетического поставщика страны. Тот факт, что примерно 80% российского газа идет в Европу через трубопроводы на украинской территории, делает отношения ЕС-Россия-Украина сильно укоренившимися с экономической точки зрения, и соответственно, в три раза более сложными, чем с политической точки зрения. С точки зрения Адреаса Умланда, преподавателя политологии в Национальном университете в Киеве, проблемой для всех трех сторон, связанной с установлением экономического и политического баланса, является необходимость достичь соглашения «по долгосрочным внешнеполитическим целям и стратегиям».
Г-н Умланд утверждает в интервью Valdaiclub.com 2 сентября, что «по состоянию на конец августа 2011 года эти отношения остаются в состоянии без перемен, так как у Украины на столе есть несколько вариантов, и не принято никакого окончательного решения, какой из них выбрать – ассоциированное членство с ЕС, участие в возглавляемом Россией Таможенном союзе (России, Белоруссии и Казахстана) или продолжение внутренней стагнации и международной изоляции». По его словам, «ни европейские, ни российские лидеры, ни даже само украинское руководство, кажется, не имеют ясного представления по поводу пути, которым пойдет Украина в своих международных отношениях в ближайшем будущем».
Тем не менее украинская дилемма легко различима в последних новостях из украинской политической и экономической жизни. После того, как Янукович выставил свою кандидатуру и выиграл выборы в январе 2010 года, несмотря на то, что был дискредитирован как политическая фигура после Оранжевой революции, внешняя политика страны сделала заметный поворот в своих отношениях с Россией, которой был сделан подарок – продление срока аренды военной базы на Крымском полуострове до 2042 года. В то же время украинский президент быстро заверил ЕС, что европейская интеграция остается естественным направлением политики Украины. Однако Янукович твердо отверг задачу членства в НАТО, закрепленную в идеологической платформе бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко ради участия Украины в общей западной системе безопасности.
С одной стороны, сделка с Россией обеспечила Украине тридцатипроцентную скидку в ценах на газ. А с другой, ЕС оказывает давление на украинские власти с тем, чтобы они провели реформы для улучшения энергоэффективности страны посредством использования возобновляемых источников энергии и осуществления структурных изменений в промышленном секторе, что сделает Украину менее зависимой от Кремля. Последнее, несомненно, является крайне невыгодным для Кремля, который логически работает над развитием своего стратегического потенциала «в ближнем зарубежье» путем объединения российских с ключевыми украинскими компаниями – в области авиации, энергетики, транспорта и сырья – как способа получения реального доступа к украинской политике.
Тем не менее, теневые сделки олигархов, коррупция и неэффективная судебная система не сочетаются с европейскими условиями для получения свободного визового режима и торгового соглашения Украины с ЕС. Несмотря на усилия Польши, амбициозно демонстрировавшиеся во время польского председательства в Евросоюзе, в области предложения скорейшей интеграции с восточными партнерами, и в первую очередь с Украиной, и ускорения процесса визовой либерализации и создания режима свободной торговли, 27 стран-членов союза не едины по данному вопросу.
На неформальной встрече министров иностранных дел ЕС в Сопоте 2-3 сентября верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон выразила серьезную озабоченность политической ситуацией на Украине. В данный момент Юлия Тимошенко, харизматичный и проевропейский лидер оппозиции, которая стала известной во времена Оранжевой революции 2004 года, а сегодня является основным соперником президента Януковича, содержится под арестом. По данным ЕС, обвинения в адрес Тимошенко в подписании незаконной газовой договоренности с Россией в 2009 году являются неправомерными, а целью самого суда является нанесение ущерба ее политической репутации и репутации украинской политической оппозиции в целом. Французский министр иностранных дел Ален Жюппе решительно заявил на встрече, что для окончательного оформления соглашения о свободной торговле с ЕС Украина должна обеспечить справедливый и прозрачный суд, а Тимошенко должна быть освобождена из тюрьмы. Министр иностранных дел Польши же настаивает на том, что несмотря на все, это политическое дело не должен стать причиной для откладывания подписания соглашения.
В конце сентября на саммите восточного партнерства Евросоюза появится больше деталей по политической дилемме Украины, которая вскоре может превратиться в дилемму европейских лидеров, давать ли добро на скорейшее ассоциированное членство для Украины и участие ее в зоне свободной торговли с ЕС в декабре 2011 года, или еще дальше отложить ратификацию договора.