Деньги и власть не слишком хорошо уживаются в любом государстве. Однако это вдвойне верно в случае с Россией. Один мудрый человек сказал на прошлой неделе: «В отличие от Соединенных Штатов, где деньги порождают власть, здесь все происходит наоборот. В России именно власть определяет, кто может стать богатым, и диктует условия для того, чтобы таковым оставаться».
Необходимо помнить об этом высказывании, чтобы понять, что произошло на прошлой неделе с третьим в списке богатейших людей России, промышленником Михаилом Прохоровым, когда он попытался изменить правила участия состоятельных людей в политике. В прошлом июне Прохоров стал главой на тот момент умирающей партии «Правое Дело», выступавшей за интересы деловых кругов, и заявил о своем намерении превратить ее в жизнеспособную политическую партию, которая сможет преодолеть 7-процентный порог в голосовании на выборах, намеченных на 4 декабря, и получить места в Государственной Думе, нижней палате российского парламента. Все мероприятия, связанные с именем Прохорова, щедро освещались на государственном телевидении, а на улицах повсюду появились рекламные щиты с его фотографией и слоганом: «Сила в правде. Кто прав, тот и сильнее».
Прохоров, владелец 18-миллиардного состояния, заговаривал о том, чтобы стать премьер-министром, если «Правое Дело» наберет достаточное число голосов на выборах в Думу, а также намекнул, что он, возможно, даже будет баллотироваться в президенты на выборах в марте следующего года. Поскольку последний российский олигарх, занявшийся политикой против воли Кремля, нефтяной магнат Михаил Ходорковский сейчас уже девятый год находится в тюрьме, сложилось всеобщее мнение, что Прохоров действует с разрешения Кремля и заодно с его главным идеологом, Владиславом Сурковым, создателем строго контролируемой избирательной системы «управляемой демократии».
Вероятнее всего, Сурков видел «Правое Дело» как партию, которая могла бы оттянуть на себя голоса либерально настроенных россиян, после того как Кремль отказал в регистрации, а также в любой возможности участия в выборах, подлинно независимой либеральной группе, «Партии народной свободы», под руководством бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, бывшего вице-премьера Бориса Немцова, бывшего независимого депутата Думы Владимира Рыжкова и чемпиона по шахматам Гарри Каспарова.
До того, как Прохоров решил заняться политикой, он был известен во всем мире как владелец бейсбольной команды New Jersey Nets, а также тем, что имел некоторые проблемы с законом на французском курорте несколько лет назад. В России же он долгое время считался самым завидным женихом, спортсменом-любителем, который выкладывал видео-ролики со своими трюками на водном мотоцикле в Youtube, а также в некотором роде донкихотским сторонником электромобилей. Многие эксперты предсказывали возникновение проблем, когда он встал во главе «Правого Дела» и пообещал вложить 100 миллионов долларов в свою партию, чтобы она стала успешной. Миллиардеры не привыкли выполнять приказы, но быть политиком в России означает подчиниться строгой режиссуре под руководством Суркова и кремлевской администрации. Хотя мы не знаем всех подробностей, отношения между Прохоровым и Сурковым очевидно не сложились.
На прошлой неделе на съезде партии «Правое Дело» собрание превратилось в хаос, и Прохоров публично покинул партию.
В беседе с журналистами Прохоров обвинил Суркова в организации «мятежа» в рядах партии, а также в присутствии на съезде «фальшивых делегатов» из-за того, что Прохоров отказал Кремлю в праве наложить вето на решение о том, кто может стать лидером партии или кандидатом в Думу. Но эксперты утверждают, что он, вероятно, также раздражал Суркова, направляя свою партию на популярные левоцентристские позиции, которые являются политической территорией партии премьер-министра Владимира Путина «Единая Россия», прокремлевской партией, которая в настоящее время занимает две трети мест в Думе и региональных законодательных органах по всей России.
«Президентская администрация (чьим первым заместителем руководителя является Сурков) завладела нашей мандатной комиссией, в нашем выборном списке стали появляться разного рода странные личности, и начался весь этот театр абсурда,- рассказал Прохоров журналистам.- Я решил не принимать участия в этом представлении кукольного театра… Сурков действует в своих собственных интересах, он дезинформирует главу нашего государства. Я собираюсь встретиться с Путиным и (президентом Дмитрием) Медведевым и рассказать им, как на меня оказывали давление. А потом я сделаю свои собственные выводы».
Прохоров настаивает на том, что он не намерен уходить в оппозицию. «Я не хочу объединяться с людьми против чего бы то ни было, я готов объединиться в пользу чего-то. Я созидатель, а не разрушитель». Но он также открыто высказал претензию Путину, чей главный довод, направленный в адрес консервативно настроенных россиян, заключается в провозглашении эры стабильности, которая характеризуется предсказуемостью событий, чего так недостает демократическим свободам. «Стабилизация Путина исчерпала себя,- отметил Прохоров.- Мир меняется. Страна нуждается в активном развитии».
Через несколько дней после его ухода из партии различные российские компании Прохорова начали сталкиваться с проблемами. Пока только отменили строительство подъездной дороги к его автомобильному заводу, а также произошли еще некоторые события, но этого достаточно, чтобы предупредить олигарха о том, что его деньги не могут взять верх над диктатом Кремля, когда речь заходит о расстановке сил в российской власти. В течение следующих недель Прохорову придется принять несколько важных решений. Если он продолжит открыто не повиноваться Суркову, его могут настигнуть гораздо большие неприятности.
Автор статьи уже 25 лет является иностранным корреспондентом в Москве.