У входа в ресторан, в котором я частенько бываю, мы обнимаемся с официантом по имени Антуан, он приглашает меня и мою московскую подругу выбрать столик. «Почему ты позволила официанту себя обнять?» - строго спрашивает она.
Не успела я раскрыть рот, как появился шеф-повар: «Как поживаешь, Наташа? Удалось отдохнуть?»
Моя подруга из Москвы: «А этот фамильярно тебя называет по имени!»
Чувствую, как во мне закипает гнев: «Прекрати немедленно этот абсурдный допрос. Я их тоже называю по имени, и официанта, и шеф-повара. Мы знакомы долгое время. С каких пор тебя смущает, что я обнимаюсь и говорю на ты со своими знакомыми?»
«Знакомыми, но не с официантами же!» - отвечает подруга.
В этой фразе было столько снобизма, что я потеряла дар речи. Как-то мой отец мне сказал: «Свысока разговаривать с официантом – явный признак холуйства». Особенно это касается тех, кто с пренебрежением разговаривает с официантами и мечет бисер перед начальством или знаменитостями.
Поразмышляв, я поняла, что в Москве и впрямь сложно представить посетителей кафе или ресторана, поддерживающих дружеские отношения с персоналом. Я рассказала московской даме, что Антуан – не только официант, но к тому же еще и владелец заведения, хоть он и трудится зале ресторана с утра до вечера. Она посмотрела на меня с недоумением.
В Париже тоже далеко не все владельцы ресторанов работают в них лично. Очарование состоит в том, что рядовой официант ведет себя так, как если бы бистро, в котором он работает, принадлежало ему самому, как если бы от него лично зависело, понравилось ли клиенту заведение или нет, и как если бы он лично был ответственен за прибыльность бизнеса.
В городе с 40 тысячами ресторанов, не считая забегаловок, кафе и баров, это немаловажно. Конкуренция порождает качество, не только еды, но и отношения к клиенту.
Наталья Геворкян – корреспондент онлайн-издания «Газета.ру» в Париже.