Москва – Высокопоставленный представитель Русской православной церкви в среду заявил, что романы Владимира Набокова и Габриэля Гарсии Маркеса оправдывают педофилию и должны быть убраны из государственной школьной программы.
Призыв отца Всеволода Чаплина к правительству с требованием разобраться и ограничить от этих книг школьников старших классов – последняя в череде попыток Русской православной церкви насадить религиозные нормы в стране, которая в определенный момент в истории отказалась от религии вовсе.
Чаплин возглавляет Синодальный отдел Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. «Лолиту» Набокова и «Сто лет одиночества» Гарсиа Маркеса он обсуждал в эфире радиостанции «Эхо Москвы», где и обвинил обе книги в «оправдании педофилии».
Позже священник дополнительно прокомментировал позицию РПЦ для агентства Интерфакс, добавив, что работы этих авторов следует исключить из программы старшей школы, поскольку в них «романтизируется порочная страсть, что делает людей несчастными».
«Очевидно, популяризация этих произведений в школах не добавит обществу нравственного здоровья», – цитирует Чаплина пресса.
Михаил Швыдкой, кремлевский представитель по линии международного культурного сотрудничества, не согласился, заметив, что подобные проверки со стороны властей могут плохо сказаться на международном образе России.
Набоков, покинувший Россию, свою родину, вскоре после революции 1917 года, опубликовал «Лолиту» в 1955 году на английском языке. В книге описываются отношения между интеллектуалом среднего возраста и двенадцатилетней девочкой, его приемной дочерью. Книгу быстро запретили в нескольких европейских странах, Аргентине и ЮАР, а также изъяли из нескольких библиотечных сетей и государственных школ в США.
Набоков сам перевел свою книгу обратно на русский 1967 году, но в Советском Союзе эта работа, как и другие книги его пера, в Союзе были запрещены как порнографические.
В отличие от «Лолиты», роман «Сто лет одиночества» Гарсиа Маркеса был опубликован в советское время, несмотря на многочисленные рефрены на инцест и сексуальные контакты с несовершеннолетними.
Колумбиец получил Нобелевскую премию по литературе в 1982 году.
Русская православная церковь призывает усилить контроль содержанием материалов телевидения и радиопередач и заявляет, что русские женщины должны соблюдать «православный дресс-код», то есть, носить более длинные юбки и более скромную, скрывающую фигуру одежду.
Церковь сейчас возрождается после распада офииально атеистического Советского Союза в 1991 году. Сейчас РПЦ утверждает, что в России больше ста миллионов православных, но опросы показывают, что только 5% россиян причисляют себя к практикующим верующим.
Новой, постсоветской Конституцией Церковь и государство официально разделены, но лидеры РП пытаются наделить ее более значимой ролью в стране, где Церковь служила государству на протяжении большей части его тысячелетней истории существования.
Некоторые нерелигиозные россияне выражают недовольство тем, что церковь приспособила свои основные положения под нужды правительства, что позволило оправдать отступление России от демократии западного стиля заявлениями об уникальной истории и культуре страны.