Возвращение Путина в Кремль
25 сентября в конце заседания партии «Единая Россия», которая поддерживает «дуэт» Путин-Медведев, президент Дмитрий Медведев объявил, что он не будет выставлять свою кандидатуру на президентских выборах в мае 2012 года. Следовательно, на выборах победит Путин, и россияне и весь мир будут иметь с ним дело до 2024 года. Президент, которому принадлежит примерно 80% власти в России, может оставаться на своем посту в течение двух мандатов. Президентский мандат, который прежде длился четыре года, был удлинен до шести лет. Не приходится говорить о том, что новость стала сюрпризом. Даже когда Медведев стал президентом, реальная власть оставалась в руках Путина. Без его одобрения не могло быть принято ни одно важное решение.
Медведев — это креатура Путина. Его международный имидж отличался от имиджа Путина. Он был более успокаивающий. Он казался открытым и либеральным политиком, более склонным к сотрудничеству с Западом. Медведев считал приоритетными задачами модернизацию России, развитие современных технологий и экономики, хотя иногда и играл мускулами, подчеркивая намерение снова сделать страну супердержавой, причем не европейского, а евроазиатского типа. Но на эти же задачи часто ссылался и Путин. На мой взгляд, эти цели нельзя реализовать, прежде всего, из-за угрожающей демографической ситуации. И Путин, и Медведев прекрасно об этом осведомлен. Максимум, чего может достигнуть Россия, - это стать державой на региональном уровне, способной гарантировать собственную безопасность, вновь завоевав контроль над буферной зоной на западе и на юге, чтобы защитить Москву, сердце страны.
За и против
Как случилось, что Путин, а не Медведев останется в Кремле? Каковы будут последствия этого факта внутри страны и на международном уровне? Мнения разделились. Некоторые считают, что ничего не изменится. Другие думают, что кандидатура Путина на будущих выборах была названа из-за соображений в основном внешнего порядка, третьи полагают, что из-за внутренних разногласий, связанных главным образом с борьбой за власть между различными противоборствующими фракциями в Кремле. Те, кто поддерживает первый тезис, подчеркивают тот факт, что Медведев был выдвинут Путиным, который хоть и не занимал пост президента, а был премьер-министром, все-таки имел последнее слово в принятии всех наиболее важных решений. Оба они поборники технологического прогресса в российской промышленности, укрепления вооруженных сил и роста влияния Москвы в ближайшем зарубежье.
Вторая группа экспертов не разделяет эти оценки. Они уверены, что выдвижение Путина на пост президента связано в первую очередь с внешней политикой. Путин будет вести себя гораздо более жестко с Западом по сравнению с Медведевым, более покладистым, вплоть до того, что иногда кажется слабым. Если забыть о финансовом кризисе, нависшем над Россией из-за слишком большого бюджетного дефицита, перспективы Москвы по увеличению своего влияния в Европе, кажутся блестящими. Российский правящий класс воспользуется этой возможностью. НАТО испытывает трудности. Кажется, она потеряла свое единство и хорошенько не знает, каковы ее задачи. Мы видим, что, по крайней мере, частично США утратили интерес к европейским делам. Европейский союз сотрясает тяжелый кризис. Многие в России надеются углубить его, улучшив отношения между Москвой и Берлином. Отказ Германии и других стран от использования атомной энергии, беспорядки в Северной Африке, истощение газовых месторождений в Северном море увеличат европейскую энергетическую зависимость от России. Путин менее уступчив, чем Медведев, менее склонен к соглашениям с Западом любой ценой, лишь бы добиться его поддержки в деле модернизации российской экономики. Нужно ожидать усиления давления России в особенности на прибалтийские страны и на бывшие страны-союзницы в центральной и восточной Европе. Можно предположить также новое давление на Польшу, Белоруссию, Украину и закавказские республики.
Третья группа наблюдателей считает, что отказ Медведева выставить свою кандидатуру на второй срок связан с внутренней ситуацией в Кремле. Российский правящий класс гораздо менее един, чем это кажется на первый взгляд. Две фракции противостоят друг другу и борются, нанося удары: силовики и сторонники развития гражданского общества. В первую фракцию входят так называемые люди из силовых структур, в основном вышедшие из органов государственной безопасности. Они смогли прибрать к рукам собственность самых больших компаний и банков, которыми владели олигархи эпохи Ельцина, не сумевшие приспособиться к желаниям доминирующей группы. По своей природе члены этой фракции не относятся к модернизаторам.
Действительно, всякая модернизация влечет за собой рост среднего класса и ставит под удар их власть. Вторая фракция противостоит силовикам. Это модернизаторы, экономисты и менеджеры, которые стремятся реформировать институты и экономику по западному образцу. Две группы пересекаются. Неверно, что во главе первой группы стоит Путин, а вторую возглавляет Медведев. Главная задача Путина и Медведева заключается в поддержании равновесия, чтобы избежать слишком очевидного столкновения, которое дискредитировало бы власть. Экономический кризис навис над российской экономикой. Социальные расходы вышли из-под контроля. Господствуют пессимистические настроения в обществе. Как сообщает газета «Financial Times», в настоящий момент 22% россиян хотело бы эмигрировать по сравнению с 7% в 2007 году. Увеличивается вывод капитала не только со стороны олигархов, но и со стороны среднего класса. Замедление восстановления мировой экономики может привести к уменьшению цен на нефтепродукты, а, следовательно, к финансовому кризису, учитывая, что доходы от продажи нефти и газа составляют треть в государственном бюджете. Так что, возможно, будущее готовит неприятные сюрпризы, что может привести к открытой схватке между двумя фракциями.
Путин предоставляет больше гарантий в вопросе предотвращения развития подобного сценария. Отставка влиятельнейшего министра финансов Алексея Кудрина, крепко связанного с Путиным, является показателем существующих разногласий в верхах власти. Кудрин, больше десяти лет возглавлявший министерство финансов, был убежденным сторонником финансовой стабильности (такой российский Тремонти), а также модернизации экономики, ее открытости в сторону мирового рынка. Он вывел Россию из ужасного финансового кризиса в 2008-2009 годах. Его отношения с Медведевым всегда были напряженными. Может быть, Кудрин, узнав об отказе Медведева выставлять свою кандидатуру на пост президента на второй срок и о его намерении стать премьер-министром, сам решил уйти в отставку. На встрече с представителями Международного валютного фонда (МБФ) в Вашингтоне он утверждал, что Медведев опасен и некомпетентен в экономике, что его популистское нежелание реформировать пенсионную систему приведет к катастрофе, что его гигантская программа перевооружения не отвечает требованиям безопасности России, более того она ее снизит, так как вызовет подозрения и ответные меры. Медведев отреагировал очень быстро и жестко, предложив ему подать в отставку, может быть, и для того, чтобы доказать свою способность командовать. Другие комментаторы высказали предположение, что Кудрин вообразил себя неприкосновенным ввиду того, что он пользуется большим влиянием внутри страны, а также и на международном уровне. Третьи считают, что его отставка связана с тем, что он сам хотел стать премьер-министром.
Уход Кудрина из коридоров экономической власти имел немедленные последствия. Рубль ослабел по отношению к иностранной валюте, усилился отток капиталов, иностранные инвесторы задают себе вопрос, когда же осуществится план модернизации России, который должен был в значительной части (на сумму почти в 200 миллиардов долларов) финансироваться за счет приватизации. На мой взгляд, ничего не произойдет. Изменится только распределение власти между кремлевскими фракциями, а Путин с присущей ему ловкостью сможет держать под контролем отношения различных политических группировок между собой.