Кремль запустил службы одного окна в интернете для улучшения процесса предоставления государственных услуг российским гражданам и обуздания его собственной раздутой бюрократии.
Долгожданное электронное правительство России начало свою работу в субботу, на фоне приглушенных опасений, что запуск в будний день мог бы привести к перегрузке системы запросами или спровоцировать падение базы данных. Разрекламированная как новый фронт борьбы против громоздкой российской бюрократии, новая система также поможет 65 миллионам российских интернет-пользователей получать основные государственные услуги, не покидая своей зоны комфорта.
«Начиная с 1 октября все федеральные государственные институты начнут новую процедуру работы: электронное межведомственное взаимодействие в предоставлении государственных услуг», - заявил вице-премьер Вячеслав Володин, который объявил о начале работы системы в пятницу. Порталы электронного правительства будут отныне и впредь представлять собой единое, удобное место для осуществления всех шагов в сложном административном процессе с участием многочисленных государственных служб, и избавят россиян от унизительной процедуры хождения из ведомства в ведомство, заявил Володин. Новый закон, также вступающий в силу с 1 октября, запретит федеральным чиновникам просить граждан предоставлять какого либо рода информацию, которая уже содержится в базах данных других федеральных агентств, добавил он. «Введение этой системы нанесет серьезный удар по коррупции и бюрократии», - сказал Володин, который курирует данный проект.
Идея российской программы электронного правительства впервые была представлена в мае 2009 года, и получила серьезную поддержку со стороны российского технически подкованного президента Дмитрия Медведева. Еще тогда Медведев заявил, что он хотел бы, чтобы больше чем полторы тысячи государственных услуг были переведены в цифровой вид и выведены в режим онлайн к 2015 году. Россияне, сказал он, всегда подвергались унижениям типа стояния в длинных очередях ради наведения справок, или были вынуждены обращаться в несколько государственных органов за простейшей информацией. С недавним запуском нового вебсайта – www.gosuslugi.ru – было обеспечено предоставление критически важной информации о государственных услугах, однако президент при этом заметил, что портал мало что дал в плане решения проблем. «Очевидно, что введение электронных услуг решит многие из этих проблем», - сказал Медведев.
Российское электронное правительство сейчас представляет собой сеть из 61 федерального агентства. Пять из них – Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральное казначейство, Росреестр (российский регистратор прав на земельные участки, а также кадастровое и картографическое агентство), Федеральная миграционная служба (ФМС) и Пенсионный фонд – считаются теми, кто предоставляет самые востребованные государственные услуги, и поэтому на их долю придется наибольшая нагрузка в рамках системы.
«Они обеспечивают основной поток информационного обмена при предоставлении услуг», - сказал Володин. «Из 337 видов услуг, которые требуют обмена информацией между ведомствами, 304 услуги требуют определенной информации от этих пяти департаментов».
И министр экономического развития Эльвира Набиуллина, и глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин говорили в пятницу о вероятных экономических выгодах системы. Набиуллина сказала, что правительство может сэкономить до одного миллиарда рублей ежегодно на услугах Росреестра, таких, например, как выдача разрешений на землю и недвижимость. Электронное правительство также, как ожидается, будет способствовать уменьшению государственных расходов в долгосрочной перспективе, частично за счет сокращения числа государственных чиновников и высвобождения офисных зданий, ныне занимаемых государственной бюрократической машиной, сказала она. Все региональные и муниципальные агентства, как ожидается, присоединятся к системе с 1 июля будущего года.
Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заявил, что тестовые запуски системы показали, что она может без особых усилий выдержать до двух миллионов «хитов» в день, добавив, однако же, что не будет проблем и с обработкой до двух миллиардов «хитов» ежедневно. Россиянам также не следует беспокоиться об информационной безопасности, сказал Щеголев, так как были созданы специальные каналы связи с особыми мерами безопасности для защиты от утечек информации из баз данных. «С целью извлечения конфиденциальной информации, такой как, например, о правах собственности, пользователю потребуется электронная подпись, что очень надежно, и защитит персональные данные граждан», - сказал Щеголев.
Вице-премьер Вячеслав Володин не был столь оптимистичен. «Не стоит ожидать чуда от системы 1 октября, - сказал Володин, - неожиданные помехи, ошибки и даже недоразумения никогда нельзя исключать». Вдобавок, база данных, встроенная в систему, включает в себя «грязную статистику», а значит, неточную или ошибочную информацию, которая может вызвать проблемы у пользователей, сказал он. С целью оценки работы системы власти решили открыть «горячую линию», которая будет работать десять дней и на которую можно сообщать о возможных нарушениях в работе системы.
Российские государственные органы сейчас получают 81 миллион заявлений в год, по данным Министерства экономического развития. Однако с целью получить одну официальную бумаг, русским приходится приходить не менее чем в семь других государственных органов, чтобы собрать дополнительные документы. Подобная запутанная, словно лабиринт, система оказывают мультиплицирующий эффект на общее число заявлений, направляемых в федеральные агентства, благодаря чему это число возрастает до порядка 560 миллионов в год.
Всевозможная критика системы очень разнообразна и варьируется от опасений, связанных с кибератаками, в случае, если страна будет слишком сильно зависеть от электронного правительства, до слов о низком уровне использования интернета, особенно на региональном уровне в 83 регионах страны. В то время как в столице 60% москвичей пользуются интернетом, в большинстве других регионов эта цифра составляет только от 30 до 35%, отмечают аналитики.
Мера также вряд ли будет пользоваться восторженной поддержкой со стороны работающих сообща российских бюрократов, которые сталкиваются с критикой из-за того, что они сводят на нет возможности Кремля в проведении ключевых реформ, сами продолжая заниматься тем, что предоставляют сложные решения для простых проблем. Число федеральных чиновников в России в последние пять лет почти удвоилось, с примерно 600 000 в 2005 году до более чем 1,1 миллиона в 2010, что вынудило президента Медведева в январе подписать указ о сокращении числа государственных чиновников на 20% к 2013 году. Президент Медведев заявил, что сокращение «позволит федеральному бюджету сэкономить до 40 миллиардов рублей (1,24 миллиарда долларов) нежелательных расходов».