Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На политической сцене женские фигуры можно пересчитать по пальцам одной руки. Единственной женщиной-политиком национального масштаба является Валентина Матвиенко, чья репутация оставляет желать лучшего. В России новые законы о семье ориентируют женщину в сторону домашнего очага. На все это накладываются шовинистические настроения.

Среди ключевых фигур российской власти не найти ни одной женщины. За исключением спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, чья репутация оставляет желать лучшего.


«Любая кухарка способна управлять государством», - писал Ленин. Эта заповедь, которая позволила женщинам занять места в органах государственной власти СССР, была актуальной немало лет. В России XXI века борьба за политическое равенство начинается с нуля.  

На политической сцене женские фигуры можно пересчитать по пальцам одной руки. Единственной женщиной-политиком национального масштаба является Валентина Матвиенко, бывший губернатор Санкт-Петербурга, которую недавно назначили председателем Верхней палаты российского парламента. «Только она одна обладает настоящим политическим видением и влиянием», - уверена специализирующийся на изучении элит социолог Ольга Крыштановская. По ее словам, в политике в настоящий момент существуют два типа женщин: покладистые куколки и те немногие, кому удалось пробиться силой своего таланта.   

Когда в начале 1990-х годов выборы стали свободными, а советские квоты были отменены, женщины исчезли с политической сцены. Они больше не выставляли свои кандидатуры, а люди одновременно с этим не видели причин голосовать за слабый пол, напоминает Крыштановская. Патриархальный менталитет вновь обрел силу, как будто 70 лет коммунизма были всего лишь шуткой.

В настоящий момент общественная система основывается на крайне консервативной концепции отношений мужчины и женщины, которая обостряется все растущей одержимостью государства демографическим кризисом и необходимостью повысить рождаемость. Кроме того, женщинам становится все труднее совмещать профессиональную жизнь и материнство, учитывая, что ясли и детские сады становятся дороже. Новые законы о семье ориентируют женщину в сторону домашнего очага. На все это накладываются шовинистические настроения. «Женщина, кем бы она ни была и какими качествами ни обладала, всегда вызывает недоверие», - уверена Ирина Хакамада.  

Ирина Хакамада, ключевая женская фигура в политике новой постсоветской России и кандидат на президентских выборах 2004 года, в итоге отошла от дел: «13 лет я тратила 70% времени и сил, чтобы доказать, что я равноправный политик. У меня оставалось лишь 30%, чтобы эффективно продвигать законы». Тем не менее, она выступает против квот, которые представляют собой унизительную дискриминацию женщин и не являются настоящим прогрессом. «Нужно реформировать умы и окружение», - уверена она.   

В условиях нынешней властной системы харизма и настоящие таланты человека значат куда меньше его верности руководству. «Российские политики серы и невзрачны, потому что система работает на них. Они могут быть ни в чем не заинтересованными и все равно оставаться лидерами, - продолжает Хакамада. - Женщине же приходится идти против течения, и ей нужно обязательно заставить себя заметить. Она должна выделяться на общем фоне».  

Тем не менее, далеко не все 12% женщин-депутатов Думы можно назвать «супервумен». Зачастую они занимаются вопросами семьи, детства, образования, спорта, здравоохранения… «Это не политики в прямом смысле слова с собственной идеологией и взглядами, а просто профессиональные чиновники», - говорит Крыштановская. Некоторые из них все же выступают из безликих рядов, как, например, олимпийская чемпионка Светлана Журова, заместитель председателя Думы и член олимпийского комитета. «Женщины способны пойти на компромисс и сотрудничество, обратить внимание на последствия их решений для конкретного человека», - считает она. «Сначала мы говорили себе: «вот еще одна воображала из спорта, которая пополнит ряды статистов». Но она показала настоящий политический талант», - отмечает Крыштановская. 

Сама Ольга Крыштановская – не просто теоретик места женщины во властных кругах. Социолог также является активным политическим деятелем, членом «Единой России» с 2009 года и руководителем недавно созданной неправительственной организации «Отличницы», которая ставит перед собой задачей избрание женщины-президента в 2018 году. 

Как пробу пера ей можно было бы попытаться выставить кандидатуру Матвиенко в 2012 году. Однако борьба обещает быть трудной. По результатам недавнего исследования ВЦИОМ, четверть россиян считают, что женщин в политике и так более чем достаточно, и при равных условиях у кандидата-мужчины будет огромное преимущество перед женщиной. 

Валентина Матвиенко до сих пор остается единственной женщиной, которой принадлежит одна из первых ролей на российской политической сцене.