Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На выборы «Батькивщину» поведет Тимошенко

© Фото : архив Владимира КорниловаДиректор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов
Директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чем закончится судебный процесс Юлии Тимошенко, почему судят экс-премьера и не судят экс-президента, к какому варианту закона о выборах склоняется власть, кому и зачем в Украине нужно было пытаться влиять на выборы президента РФ — на эти и другие актуальные вопросы в интервью «СН» отвечает директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов.

Чем закончится судебный процесс Юлии Тимошенко, почему судят экс-премьера и не судят экс-президента, к какому варианту закона о выборах склоняется власть, кому и зачем в Украине нужно было пытаться влиять на выборы президента РФ — на эти и другие актуальные вопросы в интервью «СН» отвечает директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов.

Нужны взаимовыгодные отношения

— Владимир Владимирович, в последнее время украинско-российские отношения охладели настолько, что кое-кто даже стал говорить, что они при Януковиче стали даже хуже, чем при Ющенко. Как вы думаете, с чем это связано?

— На самом деле, к сожалению, у наших людей память избирательная. Я когда слышу подобные тезисы, особенно от российских политологов, говорю: а вы вспомните, что было три года назад. Из Украины, по сути, был отозван российский посол, во время российско-грузинской войны в Севастополе блокировались корабли Черноморского флота, постоянно захватывались маяки, по нескольку раз в день происходил обмен дипломатическими нотами… А видеообращение президента России Медведева по поводу недружественных действий президента Украины Ющенко? Согласитесь, сейчас отношения все-таки мягче и вежливее. Во всяком случае, до отзывов послов дело не доходит. Поэтому, что бы там ни говорили, сейчас отношения гораздо лучше. Считаю, не корректно сравнивать то, что было при Ющенко, с тем, что происходит сейчас. И газовые вентили никто не закручивает.

— Существует ли вероятность, что сейчас в газовых отношениях может повториться то, что было в начале 2009 года?

— Это не может повториться даже теоретически, потому что нынешняя ситуация отличается от той, что была тогда. Если помните, раньше 31 декабря завершался контракт, и, соответственно, с 1 января не было юридических оснований для того, чтобы российский газ пересекал границу с Украиной. Сейчас, что бы там ни происходило, какие бы ни шли баталии, контракт существует, он действует, расторгнуть его в одностороннем порядке нельзя. Нужно просто обеим сторонам проявить добрую волю, сесть за стол переговоров, чтобы достичь взаимовыгодного соглашения. Поэтому нынешняя ситуация отличается в лучшую сторону от той, что была в 2009 году.

— Согласны ли вы с тем, что определенное обострение украинско-российских отношений — это следствие того, что украинские олигархи не смогли договориться с российскими?

— Конечно же, интересы олигархов здесь задеваются напрямую. Но хочу заметить, что, когда у нас пытаются отделить интересы олигархов от интересов работающих на их предприятиях людей, это не совсем правильно. Ведь нужно думать и о тех сотнях тысяч граждан Украины, на которых тоже тяжелым бременем ложится повышение цены на газ, ибо продукция гигантов индустрии, где они работают, перестанет быть конкурентоспособной, а значит, упадут и заработки. Мы должны понимать, что тут есть и интересы государств. Вот сейчас в России будут выборы. И опять российская оппозиция будет вспоминать о «харьковских соглашениях», мол, мы подарили Украине миллиарды долларов. И критика власти в связи с этим будет жесткой.

— Многие считают, что, подписав «харьковские соглашения», не только российская, но и украинская власть фактически легализовала соглашения 2009 года. А потом за эти самые соглашения судят Тимошенко. Почему же сразу не попытались их отменить, как это стали делать потом?

— Я всегда говорил и говорю: нельзя в одностороннем порядке через какой-то районный суд отменить межправительственные соглашения 2009 года. Потому что это, по сути, соглашения трехступенчатого уровня. То есть они заключены на уровне хозяйствующих субъектов, подтверждены межправительственными соглашениями и стали частью межгосударственного соглашения.

Ошибки нужно исправлять

— Не секрет, что суд над Тимошенко в России воспринимается как желание надавить в вопросе снижения цены на газ на того, кто вел с ней переговоры с российской стороны, то есть на Владимира Путина. Добавим к этому, что кое-кто советовал сыграть и на гипотетических противоречиях между Медведевым и Путиным, сделав ставку на одного из них. И это, понятное дело, не может способствовать улучшению отношений двух стран. Как бы вы это прокомментировали?

— Думаю, Россия вообще бы не реагировала ни на какой процесс по делу Тимошенко, Луценко, другого оппозиционного деятеля, если бы ее не сделали, по сути, прямым участником этого судебного процесса. Конечно же, Россия не может на это не реагировать. Тимошенко, считаю, было за что судить, но делать стержнем обвинений эти украинско-российские соглашения, думаю, было большой ошибкой. А что касается попытки вмешаться в будущие президентские выборы в России со стороны кое-кого из украинской власти, то это было еще одной серьезной ошибкой. Хорошо, что это вовремя в этой власти осознали.

— В продолжение темы, связанной с судебным процессом над Тимошенко… Мы все прекрасно помним, как находившаяся в оппозиции Партия регионов критиковала именно Ющенко за развал в экономике, за продажу Грузии оружия, за «насаждение национализма» и тому подобное. В конце концов на скамье подсудимых оказались Тимошенко, Луценко, их окружение, а не Ющенко и его команда…

— Очень хороший вопрос. Заметьте: за год-два до президентских выборов Партия регионов уже не критиковала Ющенко, а вместе с ним весь залп обвинений направляла на Тимошенко. Я так подозреваю, что с Ющенко были негласные договоренности. Да, собственно, об этих договоренностях заявляли многие. И доказательство этому — то, как все-таки Ющенко фактически подыграл Януковичу в ходе избирательной кампании. При этом логика обвинений в адрес Тимошенко за принятие ею политического решения требует привлечения к ответственности и Ющенко. Он ведь сам не раз говорил до этого — на суде, правда, отрицал, — что его сторона отзывала делегацию из Москвы, когда условия соглашений были еще относительно выгодными для Украины.

— Такое впечатление, что украинская власть сама себя загнала в тупик с процессом над Тимошенко и теперь не знает, как из него выйти. Вы можете спрогнозировать, как будут развиваться события дальше и чем этот процесс завершится?

— О позиции России я уже сказал. Что касается реакции Европы… Я еще перед арестом Тимошенко в статьях и выступлениях предупреждал украинскую власть, что Европа ни в коем случае не согласится на вариант, когда лидер оппозиции не будет участвовать в выборах. Они такие выборы просто не признают. Был период, еще до ареста Тимошенко, когда можно было затягивать процесс. Но Тимошенко изменила ситуацию в свою пользу. Она добивалась того, чтобы ее арестовали. И власть ее арестовала, совершенно не просчитав, что же будет дальше. Что теперь? Есть три возможных сценария. При этом все три, если оппозиция будет правильно действовать, можно обернуть в пользу Юлии Тимошенко. Самый страшный для Тимошенко сценарий с затягиванием процесса власть уже прошла и проиграла. Но она может ввести практику новых дел и обвинений, пытаясь все же не допустить Тимошенко к выборам.

Миллиардеры в округах

— Если так произойдет, то кто, на ваш взгляд, может возглавить «БЮТ-Батькивщину» на предстоящих парламентских выборах?


— Юлия Тимошенко.

— ?..

— Кто бы ни возглавил список, все равно лидером остается Тимошенко. Даже если власть допустит очередную ошибку и с риском испортить отношения с Европой не пустит Тимошенко на выборы, ее политическая сила все равно будет идти с ее именем, словно с боевым знаменем. И избиратели все равно будут воспринимать эту силу как силу Тимошенко. Недаром же — и это мы можем видеть в кулуарах Рады — возобновились переговоры тех, кто хотел бы попасть именно в избирательный список Юлии Тимошенко. В то же время нужно помнить, что если Тимошенко не будет участвовать в выборах, то Украину ждут большие проблемы в отношениях с Европой.

— Какой закон о выборах, по вашему прогнозу, нас ждет?

— Самая главная интрига, которая должна разрешиться до конца октября, — это наличие или отсутствие в законе о выборах мажоритарки. Я так понял, борьба будет очень жестокой. И она идет уже сегодня. Причем если еще несколько месяцев назад все во власти были уверены, что нужно делать «пополам» — тем паче что есть более-менее удачный пример местных выборов, — то сейчас по этому поводу возникли сомнения. Есть разные расчеты и подсчеты. Мы видим, что мнения уже не столь однозначны.

— С чем это связано?

— Многие уже начинают понимать — потому что уже работают на гипотетических округах, — что когда по одному округу пойдут по три-четыре миллиардера, то тут уже админресурс может и не сработать. Миллиардер, конечно же, не пойдет в райсовет. А вот в парламент — пойдет. Да еще с помощью финансовых рычагов сможет создать свою фракцию или депутатскую группу. А договариваться власти с двадцатью фракциями будет гораздо труднее, чем с двумя-тремя. Мы же все это наблюдали в свое время… И вот тогда может возникнуть вопрос: в состоянии ли президентская команда контролировать власть законодательную? Так что тут еще далеко не все ясно. Тем интереснее будет наблюдать за развитием событий.