Южный Кавказ ждет визита президента Франции Николя Саркози со своими чаяниями и надеждами, однако насколько двухдневный визит в три страны региона может стать судьбоносным, покажет время.
В первую очередь, конечно, Саркози, как лидер одной из европейских стран, должен еще раз удостоверится в том, что Азербайджан готов и желает поставлять свой газ в Европу. В последнее время этот аспект отношений с Баку стал самым важным для почти всех стран Европы. Старый свет возлагает большие надежды на энергоресурсы Каспия.
Совсем недавно Европейский союз предоставил мандат на ведение переговоров по соглашению между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном о строительстве Транскаспийской трубопроводной системы, говорится в сообщении Еврокомиссии, обнародованном в понедельник.
ЕС, то есть все 27 стран союза, при полном консенсусе впервые предлагают соглашение о поддержке инфраструктурных проектов.
Кроме того, президент Франции действительно имеет влияние на все страны региона еще и в контексте дипломатической деятельности. Для Азербайджана и Армении Франция - одна из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - формата, который призван помочь решить затянувшийся территориальный спор между двумя странами. А сам Саркози - тот лидер, который делал заявления совместно с президентами России и США, призывая стороны придти к миру.
Конечно, Париж - важный переговорщик в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Однако, по сути, сделать что-то больше, чем Франция делает сейчас, Париж, скорее всего, не сможет. У Саркози и без того существуют проблемы, требующие немедленного решения или решения в краткосрочной перспективе.
Обязанности ведущего посредника по переговорам между Арменией и Азербайджаном вряд ли будут переданы Саркози от лидера России Дмитрия Медведева. По сути, сегодня обе страны готовятся к президентским выборам, и Саркози придется приложить определенные усилия во время предвыборной кампании.
Прошедший год стал для президента Франции непростым испытанием. Финансовый кризис заставил власти предпринимать в течение последних двух лет непопулярные шаги, которые не могли не сказаться на их рейтинге. Однако меры по поддержанию макроэкономической стабильности, которые вызвали бурю протеста в стране, не принесли ожидаемых результатов - безработица растет, доходы населения падают. Кроме того, участие Франции в военной операции в Ливии, инициированной Саркози, также не было безоговорочно поддержано населением.
Исходя их сложного положения внутри страны, скорее всего, политика президента Саркози и в оставшееся до выборов время будет строиться исключительно вокруг внутриполитических задач - решения проблемы помощи престарелым, т.е. пенсионной реформы, реформы налога на недвижимость и реформы системы юстиции.
Что касается Грузии, то и тут вряд ли стоит ожидать чего-то более определенного, чем безусловная поддержка демократических реформ и интеграции в ЕС и НАТО. В долгосрочной перспективе, разумеется.
После активизации роли Франции как международного игрока в 2008 году, когда президент Саркози лично выступил переговорщиком между Москвой и Тбилиси, ситуация изменилась. Франция больше не прикладывает экстра-усилий к решению конфликта России и Грузии. Более того, вопрос армян из армянонаселенного региона Грузии Самцхе-Джавахети может подпортить ощущения от визита Саркози в Грузию. Накануне выборов, учитывая сильнейшее армянское лобби во Франции, Саркози будет сложно не отреагировать на жалобы армян Грузии.
Учитывая сказанное, можно попытаться уже сегодня предсказать результаты визита. Кроме вопросов энергетики, которые несомненно волнуют Францию, как часть Европы, в остальном визит Саркози в регион - не больше, чем очередной региональный визит.