До парламентских выборов в России осталось ровно два месяца. Избирательная кампания в разгаре. Все партии опубликовали списки своих кандидатов. И почти во всех есть армянские фамилии. Сумеют ли наши российские соотечественники воспользоваться выборами для укрепления своего влияния во властных структурах?
В качестве кандидатов в депутаты нижней палаты российского парламента зарегистрировано около двух десятков этнических армян. (В прошлый раз их было больше полусотни). Снижение числа выдвинутых в кандидаты армян само по себе еще ничего не значит. Но поверхностного анализа оглашенных партийных списков вполне достаточно, чтобы заметить реальную угрозу уменьшения представительства армян в законодательной власти. Примечательным является, в частности, то, что правящая партия «Единая Россия» не сочла необходимым включить в свой список хотя бы одного представителя армянской диаспоры. Решение партии перевести Артура Чилингарова из Государственной Думы в Совет Федерации, несомненно, будет утратой не только для Союза армян, членом Совета которого он являлся, но и для всей общины. Чилингаров — единственный в истории российского парламентаризма депутат, который избирался вице-спикером в течение четырех каденций. И на посту второго человека Думы, и будучи первым заместителем главы фракции правящей партии он активно способствовал развитию армяно-российских межпарламентских связей. Едва ли еще когда-либо в российском законодательном органе у нас будет такой высокопоставленный соотечественник.
Единственный в списке «Единой России» человек с армянскими корнями не имеет к армянской общине ровным счетом никакого отношения. Сын ростовских армян Степан Шоршоров, уже три срока занимающийся законотворчеством в комитете по безопасности, на этот раз выдвинут почему-то в Алтайском крае. Он значится в региональном списке шестым номером, что делает его шансы войти в парламент весьма призрачными. Впрочем, так или иначе, российским армянам от его избрания не было бы ни тепло, ни холодно, так как господин Шоршоров не воспользовался до сих пор ни единым шансом хоть как-то проявить свое армянское происхождение.
Больше всего армян обычно бывало в списках Либеральных демократов. На этот раз все иначе. После громкого скандала с Ашотом Егиазаряном Владимир Жириновский, по-видимому, решил с армянами не связываться. Напомню, избранный от ЛДПР Егиазарян обвиняется в крупных финансовых махинациях и находится в международном розыске, что ему абсолютно не мешает совершенно легально проживать на собственной роскошной вилле в Беверли-Хиллз. Владимира Вольфовича не раз обвиняли в том, что он за определенные услуги материального характера вовлекал в свои партийные списки зажиточных армян. Но при этом не всегда сдерживал данные им обещания. Так в прошлый раз получилось, в частности, с бывшим ереванцем Суреном Наджаряном, который хоть и был избран депутатом от ЛДПР, но депутатский мандат так и не получил. На этот раз Жириновский от поддержки бизнесменов-армян решил отказаться. В итоге в новый список не вошел не только Егиазарян, трижды избиравшийся в Думу от ЛДПР, но и его коллега до депутатскому корпусу Аркадий Саркисян, который в нынешнем составе парламента работает в комиссии по финансам. Единственный армянин в списке Жириновского — Владислав Гукасов. Ему в региональном списке Марийской республики предоставлено совершенно непроходное четвертое место.
Ни одного армянина нет в списках партий «Патриоты России» и «Правое дело». А вот партия «Яблоко» выдвинула аж четверых армян. Причем и места в региональных списках хорошие, и сами персоны интересные. (Известный врач, директор театра, художник...) Вся беда лишь в том, что шансов преодолеть семипроцентный барьер у «Яблока» практически нет. Коммунисты же, рассчитывающие сформировать третью по численности фракцию, на наших соотечественников решили не рассчитывать. Единственная армянка команды Зюганова Наталья Арутюнова состоит в самом конце регионального списка Краснодарского края.
Между тем ресурс у кубанских армян такой, что они вполне могут предрешить исход выборов. Это обстоятельство учли лидеры партии «Справедливая Россия», выдвинув на второе место краснодарского списка жителя Туапсе, депутата краевого законодательного собрания Игоря Торосяна. Партия Сергея Миронова решила таким образом завоевать симпатии проживающих в крае почти 400 тысяч армян. При этом в качестве кандидата выбран не просто человек с армянской фамилией, а активный деятель общины, немало сделавший для сочинских и туапсинских армян. Пожалуй, это единственный из всех выдвинутых кандидатов, кто действительно может считаться представителем интересов российских армян. Полагаю, ради того чтобы он прошел в Думу, наши сочинские соотечественники постараются мобилизовать силы. Кстати, «Справедливая Россия» выше всех других партий оценила возможности армян, предоставив места в первой пятерке региональных списков аж шестерым нашим соотечественникам. Среди них пермский сенатор, политолог Оганес Оганян и советник калужского губернатора, бизнесмен Андрей Перчян. Оба этих деятеля имеют реальные шансы войти в парламент. Если только их партия сможет переступить электоральный барьер.
Высокий уровень представительства армян в списках «Справедливой России» привел к росту популярности этой партии среди наших российских соотечественников. Согласно опросу, проведенному газетой «Еркрамас» среди своих читателей, каждый четвертый армянин собирается поддержать на выборах именно команду Сергея Миронова. Но насколько объективен такой подход? Стремление добиться прохождения в Думу как можно большего числа армян не должно быть самоцелью. Ведь совершенно очевидно, что от пяти армян, представленных в Думе нынешнего созыва, толку всем нам было куда меньше, чем хотелось бы. Не хочу называть фамилию, но есть среди российских депутатов некий армянин, который вспоминает о своем происхождении только тогда, когда предпринимает очередную попытку возбудить конфликт между Тбилиси и Ереваном. Позволяя себе вмешиваться во внутренние дела нашей страны, критикуя внешнеполитических курс, он выступает с провокационными призывами, прямо противоречащими нашим национальным интересам. Может ли избрание подобных личностей в Государственную Думу считаться успехом? Скорее наоборот. Посему было бы глупо, если бы наши соотечественники голосовали за ту или иную партию только потому, что в ее рядах есть этнические армяне. Нужно понять, готовы ли эти кандидаты служить интересам общины?
В такой стране, как Россия, национальным общинам весьма непросто добиться успеха на парламентских выборах. Партии, составляя свои пропорциональные списки, учитывают этнический фактор в последнюю очередь. Практически все армяне, вошедшие в списки избирательных объединений, являются либо партийными функционерами, либо партийными спонсорами. До сих пор не удалось добиться того, чтобы политические организации вовлекали в свои списки армян с целью заполучить голоса их соотечественников. И это при том что в России сегодня проживает свыше двух миллионов армян, из которых больше миллиона являются избирателями. В этом смысле российским армянам есть чему поучиться у американских, которые, имея более скромный человеческий потенциал, получают несравненно больший эффект благодаря грамотному подходу. И хотя в Палате представителей Конгресса США сегодня есть лишь двое законодателей, имеющих армянское происхождение (демократы из Калифорнии Анна Эшу и Джеки Сирс), успешность их усилий по укреплению армянского лобби сложно переоценить.