Проблема с судебным разбирательством Березовского и Абрамовича состоит в том, что после него сатира все равно, что умерла. Борис Березовский, получивший политическое убежище, когда у британских властей случился приступ рассеянности, сделал ответное одолжение, начав сложные распри со своими противниками и докучая МИДу своими выступлениями за свержение Владимира Путина (без особого успеха).
Теперь г-н Березовский заявляет, что его бывший деловой партнер Роман Абрамович шантажировал его продать долю в большой нефтяной компании «Сибнефть» по заниженной цене. Г-н Абрамович утверждает, что тот факт, что он платил своему старому помощнику яхтами, драгоценностями и живописью, не делает его другом, а лишь «политическим крестным отцом».
За деньгами, предательством, жадностью и политической интригой прячется комедия, являющая собой нечто среднее между Гоголем и низкобюджетным британским фильмом «Carry On Russia». Она приводит к тому, что г-н Б вручает г-ну А судебный приказ в отделе шарфов магазина Hermès со словами «У меня для тебя сюрприз» - да уж, этого было бы достаточно, чтобы кого хочешь лишить желания купить себе изготовленные вручную кожаные изделия.
Таким образом, на крыльцо Высокого суда вывалили корзину грязного белья из России 90-х. Оглядываясь на тот период, когда я работала в Москве, кажется так странно, что остатки ельцинских лет, когда из страны выводились все активы, теперь делят здесь, на Стрэнде, при стечении хорошо оплачиваемых юристов, наслаждающихся поживой.
Я познакомилась с г-ном Березовским незадолго до того, как у него начались проблемы из-за слишком многочисленных кремлевских манипуляций. Он искал западных журналистов, чтобы распространить весть о своей беде, и приехал в мой лондонский дом для интервью. Он опасался, что его вынудят покинуть Россию, сказал он, что и произошло, когда за дело взялся Путин.
На тот момент я отнеслась к нему с симпатией, зная, как Кремль обходится со своими врагами. Моя симпатия уменьшилась, к тому времени, как его служба безопасности потребовала проверить весь дом на наличие «жучков» и выгнать из дома кошку, чтобы она, не дай Бог, не начала линять рядом с их хозяином, - а его пиарщик втиснулся между нами, чтобы мешать мне записывать каждый раз, когда разговор уходил в направлении, которое ему не нравилось.
Это жизнь среди богатеев, которую вам бы иметь не хотелось. Надо думать, что бывшая жена Березовского Галина была довольна, получив 155 миллионов фунтов стерлингов через много лет после того, как они перестали жить вместе. Точно так же, как и бывшая г-жа Абрамович может быть довольно своей предполагаемой выплатой в 150 миллионов фунтов стерлингов и новой жизнью во Франции. Ирине пришлось «многое терпеть, живя с Романом», говорит ее друг (например, измену владельца футбольного клуба «Челси» с Дашей Жуковой).
Это судебное разбирательство дарит нам редкую возможность изучить Абрамовича поближе. У него на лице написано легкое изумление человека, не верящего в свою удачу. Говорят, что Роман очень привередлив в том, что касается его ног, и однажды избавился от русскоговорящего мастера педикюра потому, что беспокоился, что она может подслушать его деловые разговоры.
Цена этого огромного богатства – постоянная неуверенность. Никакой «крыши» недостаточно, чтобы избавиться от этого. Служба безопасности г-на Абрамовича в Высоком суде похожа на маленький батальон, а г-на Березовского охраняют его мрачные телохранители, набранные из бывших иностранных наемников. Ей-богу, это просто новорусский эквивалент ирано-иракской войны. Лучше всего будет, если они оба проиграют.