Последнее время было очень много новостей по поводу Владимира Путина и политических амбиций России. Путин готовится к следующим выборам, которые могут продлить его президентский срок до 24 лет, и когда он уйдет на пенсию, срок его правления будет одним из длиннейших в истории России и Советского Союза. Вот человек, который, кажется, просто переносит свою власть в дипломате из одного кабинета в другой. Имея возможность продлить свое правление, старый полковник КГБ надеется довести до конца дело создания нового Евразийского союза.
Не забывайте, что это предложение исходит от старого члена КГБ, утверждавшего, что развал СССР стал «величайшей геополитической трагедией 20-го века». И в свете всего, что мы знаем, нам кажется, что есть поводы для подозрений по поводу этого нового «Евразийского союза». Путин признает, что было бы «наивно пытаться восстановить или повторить то, что было в прошлом». Вместо этого, он предлагает план «интеграции, основанной на ценностях, политике и экономике» стран, которые и так уже тесно связаны.
Путин заявляет, что его Евразийский союз станет «экономически разумным и сбалансированным партнерством», которое поможет найти баланс сил между Вашингтоном, Европейским Союзом и Азией. Это не похоже на вероломство, и, как говорит Путин, Евразийский союз может стать «одним из полюсов современного мира, являясь эффективным звеном между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом». Однако определенные детали этого предложения вызывают обеспокоенность.
Из 15 республик, входивших в СССР, три – Латвия, Эстония и Литва – вошли в Европейский Союз. Украина, чье участие жизненно важно для Евразийского союза, пытается присоединиться к Европе и противостоять влиянию России. Однако Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан продемонстрировали интерес к плану Путина.
Начиная с 1 января, Россия, Белоруссия и Казахстан согласились создать крепкий экономический союз и снизить торговые барьеры, и Путин ожидает, что к ним быстро присоединятся Киргизия и Таджикистан. Присоединятся ли другие бывшие республики Советского Союза, это вопрос для обсуждения, а также повод для большой озабоченности.
Со стороны старого полковника это может быт реанимацией умершего СССР, в случае чего Вашингтону и Европейскому Союзу следует предпринять некоторые предупредительные действия. Если вы вспомните то, что знаете о советской истории, то согласитесь, что этого политического актора нам сегодня не надо. Есть, однако, и другая вероятность.
Вместо того, чтобы возрождать мертвую империю России, возможно, что Путин действительно представляет себе согласованно действующий союз. В этом случае, «эффективное звено между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом» может оказаться предпочтительным. Но сложно быть уверенным, намерения это всегда вопрос для спекуляций и предположений.
Лучший план действий это осторожность и пристальное наблюдение. Старый деспот приходит к власти? Если это так, то следует задуматься над стратегией и вмешательством, а то мы рискуем повторением не очень приятной истории. Однако сегодня другие времена, и существуют возможности для существования плодотворного Евразийского союза.