Со всех телеэкранов и газетных страниц на нас смотрит покойный Стив Джобс.
Его смерть затмила все остальные новости — даже массовые протесты в США, финансовый кризис и продолжающиеся войны в Ливии и Афганистане.
Не поймите меня неправильно: смерть 56-летнего человека после долгой борьбы с раком – это очень печальная новость. Вдвойне печально, что все усилия современной медицины оказались напрасными. Чего же тогда ждать тем из нас, у кого нет миллиардов?
Однако наблюдая за тем, как толпы людей устраивают траурные мероприятия, держа в руках айпады, айфоны и зажженные свечи, и приносят цветы в фирменные магазины Apple как в храмы новой религии, поневоле испытываешь разочарование.
Скучно жить на белом свете, господа. Даже нормального героя не можем себе придумать.
Когда умер Ленин, сотни тысяч людей выстраивались в замерзшей Москве, чтобы увидеть гроб с телом покойного. Когда умер Гамаль Абдель Насер, пять миллионов египтян вышли на улицы Каира. В обоих случаях, хорошо это или плохо, люди считали, что должны отдать дань тому, кто подарил им надежду, свободу и достойную жизнь. Для них на первом месте стояли свобода, демократия и лучшая жизнь.
А что дал своим поклонникам Стив Джобс? Айпод? Айфон?
Взывать к разуму адептов религии Apple бесполезно – их Учитель умер. Их мир пришел к концу.
Знаете, как еще называют айфон? Jesus Phone – считается, что по количеству последователей айфон и Иисус стоят примерно на одном уровне.
И неважно, что все успешные продукты Apple за последние десять лет создал британец Джонатан Айв. Неважно, что модные экраны для айфонов производит корейская LG. Неважно, что собирают эти айфоны день и ночь искусные пальцы китайских рабочих.
У США, по крайней мере, есть причина оплакивать конец эпохи, потому что, несмотря на все британско-корейско-китайские корни данного изделия, для широкой общественности Apple по большому счету все равно – американский продукт. Последнее слово техники. Как в свое время «паккард» и «дюзенберг».
…Было время, когда у 95 % всех компьютеров в мире страдали от сбоев, т.е. попросту «зависали» ни с того ни с сего. Считалось, что только с эппловскими «макбуками» подобное никогда не случается, и потому они должны (должны ли?) стоить вдвое дороже. Так закладывалось основание Храма Apple – заплати бешеные деньги и почувствуй свое превосходство над простолюдинами с их IBM’ами и «компаками».
С тех пор сменилось не одно поколение процессоров, но принцип остался неизменным – покупатели должны чувствовать, что, переплачивая, они получают взамен нечто более качественное. Они должны ощущать себя избранными, не такими, как все.
Между тем, айпод уже не раз признавался уступающим по качеству звука аналогичным продуктам из Кореи и Японии.
Тайваньская компания HTC начала производство смартфонов с сенсорным экраном задолго до появления айфона.
Компьютер iMac использует те же процессоры от Intel, что и все остальные, если не считать, что Apple ставит их позже других и берет за конечный продукт дороже.
«Все равно, все равно, все равно» — твердят поклонники Apple.
Что ж, это их деньги, их ощущения и в итоге — их разочарование. Но только не надо тащить нас в свои ряды.
Прощай, Стив Джобс — самый изобретательный маркетолог современности, продавец грез и чувства собственного превосходства.