Проблемы безопасности Каспия, недопущение его милитаризации со стороны внерегиональных государств, а также вопросы использования нефтегазовых ресурсов водоема, кажется, снова будоражат умы и сознание правящих кругов Ирана. В том, что политический истеблишмент Исламской Республики периодически возвращается к этой проблеме, распыляя во все стороны новые и новые предупреждения и угрозы, сомневаться не приходится. И делается это с расчетом на то, чтобы оказать прессинг на соседей. О том, что Азербайджан в военно-технической области сотрудничает и с Западом, и с Востоком исключительно из соображений разумной самодостаточности, известно, и никто из этого не делает секрета. Точно так же из Концепции национальной безопасности Азербайджана, которая утверждена на уровне парламента и главы государства, ясно, что республика, пережив агрессию извне, ставит во главу угла восстановление территориальной целостности, не выказывая территориальных претензий к соседям.
Невзирая на это, Иран время от времени считает своим долгом озвучивать предупреждения о недопустимости привлечения в зону Каспия иностранных военных сил, имея в фокусе адресата и Баку. И все это имеет место в то самое время, когда Основной Закон государства запрещает размещение на своей территории иностранных военных сил. В 2003 году Азербайджан вел переговоры с США об укреплении водных границ страны, защите принадлежащих республике нефтегазовых месторождений от атак террористов и неприятельских сил. Одним из главных фигурантов тех самых переговоров был бывший министр обороны США Дональд Рамсфелд. После переговоров военный министр, давая заявление в прессу, не уточнил, о каких именно террористах идет речь.
Для азербайджанской стороны, возможно, это было не так уж и важно, поскольку стране, находящейся в состоянии войны с соседним государством, нужно держать все границы под надежной защитой, включая и водные. Ведь террористы или же неприятель могут проникнуть в любую прикаспийскую страну с тем, чтобы вывести из строя нефтегазовую и транзитную инфраструктуры, находящиеся как на суше, так и на море. В данном разрезе Д. Рамсфелд подчеркнул, что суть новой концепции глобального военного присутствия США заключается в том, чтобы «вместо размещения больших группировок или же войск в статическом состоянии создать мобильные группы войск, которые позволят лучше решать задачи, стоящие перед лицом угроз и рисков XXI века». С тех пор любые шаги в укреплении военного сотрудничества между США и Азербайджаном вызывают негативную реакцию не только Тегерана, но и Москвы.
Позиция России однозначна и недвусмысленна. «Так как Каспий является внутренним морем прибрежных стран, охрана морских границ является прерогативой самих этих государств, которые в услугах третьих стран не нуждаются», - отмечал представитель Посольства РФ в Азербайджане. После стало известно, что в ответ на попытку США усилить влияние на Кавказе Москва планирует разместить на Каспии новейшее вооружение и силы быстрого реагирования.
Об этом заявил спецпредставитель президента России по вопросам Каспия Виктор Калюжный, возглавлявший российскую делегацию в Тегеране по профильным переговорам. Он утверждал, что «шагом, сдерживающим милитаризацию Каспия, стало бы включение в Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря принципа о недопустимости присутствия на Каспии вооруженных сил третьих стран». Заводя речь о наращивании своих военно-морских сил, Россия еще больше повышает актуальность каспийского вопроса. Данный шаг отражает растущее разочарование Москвы неспособностью пяти прикаспийских государств урегулировать правовой статус Каспия.
С момента распада СССР прикаспийские страны - Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан - так и не сумели прийти к соглашению и подписать договор о разграничении моря во избежание милитаризации на Каспии. Неудивительно, что остающийся неурегулированным территориальный (секторальный) вопрос подталкивает теперь эти государства к необходимости подготовиться к тому, чтобы в военном порядке отстаивать свои претензии. Тегеран тоже не оставил без внимания складывающуюся ситуацию. Официальный представитель МИД Ирана Хамид Реза Ассефи назвал неприемлемым любого рода присутствие внерегиональных сил в Каспийском море. Любое приглашение вооруженных сил иностранных государств на Каспий противоречит общим соглашениям России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. «Кроме того, - считает иранский дипломат, - военное присутствие внерегиональных сил не только не будет позитивным для региона, но и еще более запутает ситуацию с решением проблем Каспийского моря».
А на днях глава внешнеполитического ведомства ИРИ Али Акбар Салехи открыто прокомментировал ситуацию с присутствием на Каспии иностранных военных кораблей и специалистов. Как заявил А. Салехи, Каспийское море принадлежит 5 прикаспийским государствам, и военное присутствие на Каспии любого иностранного государства неприемлемо. Он также подчеркнул, что любые решения, связанные с Каспием, должны приниматься с согласия всех прикаспийских государств и без какого-либо вмешательства извне.
Отметив, что Иран придает огромное значение защите окружающей и морской среды Каспийского моря, министр иностранных дел соседнего государства подчеркнул, что, принимая решения по вопросам территориальных и пограничных вод, 5 государствам необходимо прийти к консенсусу в соответствии с Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря. Напомним, что в последнее время был проведен ряд заседаний по разработке и принятию этой Конвенции на уровне министров и глав прикаспийских государств. В ближайшее время в Астане будет проведено очередное заседание по этому вопросу. Несмотря на все заявления Ирана, Вашингтон намерен сдерживать ИРИ и Российскую Федерацию, придавая первостепенное значение созданию основ для сдерживания двух государств, которые используют диктат в диалоге с более молодыми каспийскими государствами.
Речь идет о России и Иране, которые, прикрываясь мотивами о внерегиональных угрозах, наращивают на море свой боевой щит, загоняя Азербайджан, Казахстан и Туркмения в невыгодное положение. К тому же, следует учесть, что западные государства во главе с Соединенными Штатами также имеют собственные коммерческие и стратегические интересы на Каспии ввиду инвестиционной вовлеченности в энергетическую сферу региона. А если вспомнить, что каспийский сегмент еще и является одним из базовых элементов в обеспечении энергетической безопасности Запада, то мотивы обеспокоенности европейских и американских государств становятся предельно ясными и объяснимыми. Согласно источникам в Госдепе, США намерены и дальше поддерживать военно-морские приготовления Азербайджана, Туркмениии Казахстана для защиты интересов молодых образований.
Эти страны в силу складывающейся геополитической конъюнктуры вынуждены усиливать собственный оборонительный потенциал на море.