Православный патриарх Москвы осуществляет широкую территориальную реорганизацию, которая, по мнению некоторых, является самой важной реформой православной церкви, с тех пор как она после распада СССР и прекращения контроля со стороны Коммунистической партии, вновь получила полную автономию от государства. Следуя директивам Патриарха Кирилла, были созданы 13 новых епархий, которые добавятся к восьми уже созданным прошлой весной и к 49 существовавшим ранее, которые покрывают территорию российской Федерации (многие другие епархии, их примерно 80, находятся за пределами России для удовлетворения духовных нужд православных верующих, живущих за рубежом).
Создание многочисленных новых епархий, некоторые из которых расположены в обширных и малонаселенных областях севера и востока страны, оправдывается необходимостью уменьшить размер территорий, входящих в их компетенцию. Некоторые из них настолько велики, а населенные центры так удалены друг от друга, что работа епископов, стоящих во главе епархий, посещение ими отдельных церковных приходов становится слишком дорогостоящим и затруднительным, а иногда буквально невозможным делом. Перечисляются случаи, когда священники в приходах принимали у себя своего епископа, живущего иногда за тысячу и более километров, только один или два раза за всю свою жизнь. Действительно, некоторые сибирские епархии покрывают огромные территории, и добраться до отдельных деревень иногда можно только на вертолете или же осуществив длительное путешествие на вездеходе. Все это затрудняет работу епископов, не позволяя им составить реальное представление о том, что происходит на территориях, находящихся в их ведении и, следовательно, принять правильные решения и меры в отдельных приходах.
С другой стороны, есть и такие, которые считают, что с созданием новых епархий с последующим назначением новых епископов по выбору Патриарха, Кирилл достигает отнюдь не побочной цели значительного укрепления своей позиции и собственного авторитета среди непослушных православных иерархов. Это важное условие, значение которого все нарастает по мере того, как церковь в эти последние двадцать лет приобретает в российском обществе все большую руководящую роль, также и политическую, оставленную для нее вакантной существующими партиями и, в частности, партией «Единая Россия», которая правит страной на всех уровнях, но отказалась от идеологии и от навязывания гражданам «моделей поведения».