Со стороны Индии будет благоразумным приветствовать второе пришествие Путина в качестве российского президента всем сердцем, но при этом стараясь нарастить и свои независимые возможности, считает Тарун Виджай.
Значимый визит министра обороны А К Энтони (AK Antony) в Россию потерялся на фоне внутриполитического шума, но сообщение, которое он привез, должно обрадовать Индию. Это не просто подтверждение графика поставки для авианосца ВМС Индии «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»). Дели был озабочен отсрочками в его поставке в результате увеличения его стоимости с 1,5 до 2,33 миллиарда долларов. Стороны также обсудили передачу в аренду атомной подводной лодки многоцелевого назначения К-152 «Нерпа» и лицензированное производство и заокеанское обслуживание самолетов Су-30МКИ и танков Т-90.
Индия остается крупнейшим покупателем военного оборудования из России. По данным Джотсны Бакши (Jyotsna Bakshi) из IDSA (Аналитическая служба оборонных исследований Индии), «среди основных систем вооружений, приобретенных или законтрактованных на приобретение у России за последние пять лет были многоцелевые истребители Су-30МКИ, самолеты-заправщики Ил-78, которые будут использоваться в качестве платформы для воздушной системы дальнего обнаружения и наведения, военно-транспортные вертолеты Ми-17-IV, ракеты R-77 класса «воздух-воздух», подводные лодки проекта 877Е класса «кило», фрегаты, вертолеты раннего обнаружения Ка-31 Helix, авианосец «Адмирал Горшков», самолеты МиГ-29К, включая версию МиГ-29КУБ для использования на авианосце «Адмирал Горшков», вертолеты Ка-27ПЛ (Ка-28) и Ка-31, танки Т-90, РЛС управления огнем, радары наблюдения за воздушным и морским пространством, боевые радары, системы противовоздушной обороны, противотанковые и противокорабельные ракеты, и т.п. Стоимость проектов в рамках программы долгосрочного сотрудничества в области обороны, с учетом контрактов, заключенных до 2010 года, составила порядка 9-10 миллиардов долларов».
Долгосрочные оборонные договоры и соглашения и сглаживание пути дружбы до того времени, как Владимир Путин наконец расположится в президентском кресле в будущем году, было более важно. Для нас возвращение Путина имеет большую значимость, чем что бы то ни было еще в двусторонних связях. Приход Путина на ведущий пост может оказаться самым долгосрочным – до 2024 года он имеет шансы на нем пробыть, если все будет хорошо, и если так, то на время его правления придется смена трех председателей КНР и такого же количества индийских премьер-министров. Если это произойдет, Путин станет дольше всех находящимся у власти российским правителем после Иосифа Сталина.
Энтони официально обсудил вопросы военного и технологического сотрудничества с российским министром обороны Анатолием Сердюковым в рамках продолжения десятого заседания межправительственной комиссии, которое прошло в 2010 году, а сама комиссия была образована в связи с соглашением 2009 года о военном сотрудничестве до 2020 года. Россия – единственная страна, имеющая столь длительное соглашение с Индией в этой сфере.
Вспомним, 2009 год был первым годом работы на посту президента новоизбранного российского лидера Дмитрия Медведева после долгих восьми лет пребывания на этом посту Путина, которому Конституция России запрещала оставаться на высшем государственном посту больше двух сроков подряд, по четыре года каждый. Соглашение о военном сотрудничестве 2009 года было фактически составлено еще во времена Путина, и просто подписано уже Медведевым. Медведев же, кстати, поменял российскую Конституцию, и теперь президентский срок длится не четыре года, а шесть, но запрет на работу на этом посту одного человека больше двух сроков подряд сохранился.
Угроза вскоре увидеть более сильного Путина, укрепленного перспективой работать два продленных до шести лет срока, ужаснула Запад, который изображает Россию при Путине во второй раз как становящуюся все более автократичной и милитаризованной. Но в действительности это просто страх потерять в путинскую эпоху ситуацию с безраздельным господством Запада, или если угодно, США. Ибо баланс России-Китая-Индии вполне может перевесить американские интересы и привести к демонстрации силы в этом регионе.
На настоящий момент Россия остается для Индии надежным союзником, который, хотя и брал за это высокую цену, никогда не бросал нас в критический момент. Это такая редкая добродетель в современном мире, когда постоянно реализовываются сценарии смены друзей и перемены ворот, что Индия тоже согласилась проглотить определенный горький опыт и сохранить лояльность своему испытанному при любой погоде другу. Мы пытались наладить отношения и с США после обретения независимости, но возможно по историческим причинам, или из-за одержимости Неру социалистическими режимами, но Вашингтон ни разу не показал себя надежным демократическим союзником. Наоборот, скорее он находил автократичных правителей более комфортными для себя, и посему «клал все свои стратегические яйца в одну корзину» - корзину архиврага Индии, Пакистана.
Индира Ганди как великий националистический лидер знала это. Это было время, когда американо-пакистанские военные связи развивались в полную силу, а Пакистан также тесно сотрудничал в стратегическом плане с Китаем, тем самым ставя Индию по другую сторону от двух крупных держав, США и Китая. Поначалу Советский Союз также нуждался в сотрудничестве с Индией, чтобы сдерживать Китай и Пакистан, сохранять свой комфортный уровень операций в Афганистане и сопротивляться планам США в регионе, при этом с нашей помощью завязывая контакты со странами третьего мира. Позиция Индии как настоящего неприсоединившегося государства помогла Москве в высшей степени.
Закрепив контекстуальное сближение геополитических стратегических интересов, исторический «Индийско-советский договор о мире, дружбе и сотрудничестве» был подписан 9 августа 1971 года в Дели. Он очень значительно помог в ходе Бангладешской войны, когда США направили свой седьмой флот на помощь Пакистану, а индийско-советское сотрудничество вышло далеко за рамки военных связей. Статьи 8, 9 и 10 договора обязывают обе стороны «воздерживаться от предоставления любой помощи любым третьим сторонам, которые вовлечены в вооруженный конфликт с другой стороной», и «в случае, если другая сторона становится объектом нападения или угрозы оного, договаривающиеся стороны должны незамедлительно приступить к взаимным консультациям».
Хотя во времена Горбачева начались какие-то перемены, Горбачев инициировал политику «Сначала Китай», а в постсоветскую эпоху Российская Федерация оставалась приверженной дружбе, начали появляться небольшие препятствия и затруднения. Отложенные поставки запчастей, аварии МиГов заставили южный блок переосмыслить свои огромные заказы на военное оборудование (Индия заказала 16 МиГ 29К за 650 миллионов долларов в 2004 году, предполагалось, что они будут взлетать с авианосца индийских ВМС российского производства «Викрамадитья», а в начале 2010 года был размещен повторный заказ на еще 29 штук МиГ-29К).
Наблюдая за меняющимся сценарием в период после холодной войны и переключением американской политики в сторону Пакистана, и когда с этими событиями совпадает по времени рост российско-китайского сотрудничества, что знаменует собой эпоху ожесточенных конфликтов и недоверия друг к другу, Индия тоже готова пересмотреть свою «полную зависимость от ситуации в Москве в плане здорового стратегического партнерства». И такая позиция подкрепляется новыми уравнениями в российско-китайско-индийском сотрудничестве, выражающимися в совместных выступлениях в рамках таких экономических платформ как БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), чему противилась Индия, возможно, опасаясь раздражить США, но сейчас, наблюдая за американским выводом войск из Афганистана и облегчением напряженности в регионе, Индия захотела полного членства, и ее заявка была принята.
Помимо этого, исламский терроризм, который угрожает Индии, России и Китаю, а также геополитическая установка США на доминирование являются теми факторами, которые заставляют три гигантские страны работать вместе. Но это сотрудничество должно быть проверено на каждом уровне. В то время как сотрудничество это хорошее слово, Индия должна начать уменьшать свою зависимость от России и сделать выбор в пользу отечественного производства запчастей для оборудования, поставляемого Россией.
Ельцин усилил стратегические отношения России с Китаем эпохи Горбачева, «подчеркнув необходимость деидеологизации внешней политики». Путин этого не менял. Поразительные уровни российско-китайского военного сотрудничества должны заставить Индию задуматься. После вывода западных войск из Афганистана Россия, кажется, будет склонна улучшать отношения с Пакистаном.
В этом контексте со стороны Индии было бы благоразумным всем сердцем приветствовать возвращение Путина, но при этом попытаться нарастить и свои независимые возможности. У Путина образ сурового парня, его огромная популярность в массах дает ему силы выступать наравне с западным блоком и бросать вызов позициям США. Пускай он это и делает. Индия со своем фрагментированным государственным устройством не может надеяться занять такую же позицию. Поэтому Индия не должна сжигать мосты в отношениях с Западом, который остается идеологически тесным блоком, как демократический, разнообразный, мультирелигиозный и мультикультурный регион.
Несмотря на ШОС и БРИКС, наша политика «Взгляда на Восток» должна тоже активизироваться, а демократические друзья, которым мы доверяем, такие как Япония и Корея, не должны оказываться изолированы на нашем радаре международных отношений. В дипломатии, как и в политике, нет постоянных друзей или врагов. Только интересы двигают политикой. Тот же принцип должен быть верен и для индийско-российских отношений наступающей путинской эпохи.