По поводу нефти Россия и Китай уже договорились по большому счету. Почти год работает нефтепровод, соединяющий сибирский Тайшет с китайским городом Дацин, расположенном на северо-востоке страны. Речь идет о самом длинном нефтепроводе в мире (3813 километров), который частично удовлетворяет неистощимую жажду энергии Китая.
Но в случае с поставками газа дела более сложные. Уже давно обсуждается вопрос о заключении мегаконтракта, на основе которого Москва должна экспортировать в Китай ежегодно с настоящего времени по 2030 год по 68 миллиардов кубических метров голубого золота. Это количество составляет 60% потребления газа Китаем в 2010 году. Но к договоренности пока что обе стороны не пришли.
Загвоздка в том, как сказал вчера российский премьер-министр (и будущий президент) Владимир Путин, находящийся с визитом в Пекине, что продавец хочет продавать все больше, а покупатель желает покупать все в меньших количествах.
Путин, который встретился с премьер-министром Вэнь Цзябао (он увидится также и с президентом Ху Цзиньтао) объяснил, однако, что переговоры продвинулись вперед и радостный конец не за горами.
Трудности в переговорах эксперты рассматривают как лакмусовую бумагу в китайско-российских отношениях. Несмотря на частое совпадение позиций в Совете безопасности ООН (по Косово и по Сирии), на все расширяющиеся экономические связи (в прошлом году Пекин был назван в Берлине основным коммерческим партнером России, на все более тесный диалог также и через Шанхайскую организацию сотрудничества, являющуюся важным российско-азиатским форумом, существует стойкое взаимное недоверие, которое длится десятилетиями и которое в 1969 году, когда Москва была еще столицей советской империи, даже вылилось в пограничную войну. В нынешнее время противоречивые отношения объясняются тем, что быстрое восхождение Китая вызывает у России опасения. Пекин проявляет все большую активность в среднеазиатском регионе, то есть в кремлевском огороде. Является ли случайностью недавнее предложение Путина об укреплении связей между Москвой и республиками Средней Азии? Может быть, и нет.
Другая причина опасений связана с демографическим дисбалансом. В Российской Федерации наблюдается тяжелый кризис рождаемости, в Китае население растет. Некоторые считают, что исходя из этой динамики, есть перспектива китайской «колонизации» Сибири.
Хоть в этой концепции есть избыток сенсационности, но опасения имеют под собой основания.
Во всяком случае, возможно, что Москва и Пекин подпишут соглашение по газу. Но выгодно ли Москве подкармливать Дракона? С экономической точки зрения, несомненно, в вот выгодно ли в политическом аспекте — здесь есть некоторые сомнения. Но нужно учитывать российскую точку зрения на энергию, основанную на постоянном расширении числа клиентов: продавать всем, не делая ни для кого скидок, а когда можно, держать окно шантажа все время открытым, осуществляя политику «сдерживания».
Кстати, о шантаже. В последнее время проводники антимонопольной политики Евросоюза критикуют Газпром. Возможно ли, что Путин своим визитом в Китай захотел послать предостережение своим европейским клиентам? Возможно.