Участие Белоруссии в варшавском саммите программы «Восточное партнерство», прошедшим 29-сентября, завершилось скандалом - официальная делегация покинула его уже в первый день работы. Такое развитие событий, к сожалению, не стало случайным, поскольку сложности с присутствием там белорусских государственных лиц возникли с самого начала.
Как известно, жестокая расправа над демонстрацией протеста в день президентских выборов и последующие действия властей вызвали возмущение как Евросоюза в целом, так и отдельных его членов. Начали звучать призывы вообще заморозить участие страны в программе, и поначалу казалось, что так и случится. Во всяком случае, когда в конце апреля было объявлено о саммите в Варшаве, Белоруссия среди участников названа не была. Однако позже министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что «никто не исключал Белоруссию из ВП. Она будет приглашена на саммит на высшем возможном уровне».
В конце концов приглашение было направлено главе внешнеполитического ведомства Сергею Мартынову. Судя по всему, предполагалось, что присутствие официальных лиц позволит донести до властей информацию о том, что страна сможет получить в случае полноценного участия в программе. В то же время было очевидно, что ждать легкой жизни им не пришлось. Как заметил министр иностранных дел Чешской Республики Карел Шварценберг, «кто бы ни приехал из Минска в Варшаву, он вернется с плохими новостями. Донесет Лукашенко, что Европа уже не будет терпеть его прежних штучек. Мы уже научены и имеем свой солидарный и ясный подход». А буквально накануне встречи Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на слушаниях в Европарламенте в очередной раз выразила обеспокоенность состоянием демократии в Белоруссии.
Видимо, именно поэтому белорусская сторона решила существенно снизить уровень своего представительства, назначив главой делегации посла Белоруссии в Польше Виктора Гайсенка. Очень показательно, что при этом было особо подчеркнуто, что он «выступит на пленарном заседании саммита с оценкой результатов и перспектив сотрудничества в рамках «Восточного партнерства». Белорусская делегация также примет участие в других мероприятиях саммита в соответствии с его программой».
Похоже, что власти не просто были готовы к развитию событий, которое на самом деле произошло, но именно к нему и стремились.
Если так, то цель была достигнута: Гайсенка не пригласили на неформальную встречу глав государств и правительств (что, кстати, совсем не удивительно) и на торжественный ужин. Это было использовано для отзыва делегации и, разумеется, для демонстрации благородного негодования, что было сделано в заявлении МИД и высказываниях Александра Лукашенко для представителей средств массовой информации во время празднования «Дожинок».
Исходя из того, что белорусский лидер вообще очень критично отозвался о самой программе ВП, отметив, что не видит в ней «конкретного наполнения», можно было бы посчитать, что белорусские власти решили использовать произошедшее в качестве повода для прекращения своего участия в ней, громко хлопнув дверью. Однако такому выводу противоречит ряд обстоятельств.
Во-первых, в упомянутом заявлении МИД, кроме критических замечаний в адрес Евросоюза, содержатся утверждения в другой тональности, вроде «без участия Белоруссии значимость партнерства серьезно теряется» и «решения саммита, затрагивающие интересы Белоруссии и принятые без прямого согласия нашей страны, будут нелегитимны».
Конечно, первое из них можно рассматривать, как попытку добавить себе значимости. А вот относительно второго возникает недоразумение: казалось бы, если вы намерены выйти с какой-то структуры, то какое вам дело до легитимности или нелегитимности ее решений, они же вас уже не должны беспокоить.
Поэтому можно сделать вывод, что даже в момент наибольшего обострения отношений белорусская сторона радикальные шаги делать все же не собирался.
Чуть позже это открыто подтвердил глава белорусского МИД. Выступая по телевидению, Мартынов заявил, что хотя наша страна и не удовлетворена отсутствием в проектах программы ВП серьезного содержания и по этому поводу неоднократно высказывала критические замечания, она не собирается отказываться от участия в инициативе Евросоюза: «Что касается самой программы «Восточное партнерство», то она имеет будущее. И будущее, конечно, не в расколе Европы на две части, из которых одна движется в сторону Запада, а другая - на Восток. «Восточное партнерство» обеспечивает Белоруссии богатую палитру взаимодействия с ЕС, который остается для нашей страны крупным стратегическим соседом». В качестве примера было названо сотрудничество между таможенными службами, пограничниками, взаимодействие в вопросах борьбы с киберпреступностью, коррупцией и т.д.
Со своей стороны Евросоюз повел себя точно так, как следовало ожидать, и пусть не непосредственно, но соответствующую информацию белорусское руководство получило. В частности, было подтверждено, что объединенная Европа по-прежнему очень критически относится к состоянию дел в Белоруссии и закрывать на это глаза не собирается.
В то же время числе премьер-министр Польши Дональд Туск на итоговой пресс-конференции озвучил предложение предоставить Белоруссии до 9 млрд. евро, но лишь при соблюдении ряда условий: освобождение и реабилитация политических заключенных, диалог с оппозицией и проведение свободных выборов. Кроме того, возможно облегчение визовых процедур для белорусских граждан. Туск отметил, что ЕС впервые «солидарно и решительно ставит условия для реальной помощи и изменений в Белоруссии», но одновременно подчеркнул, что «это не какие-то радикальные условия, это тот минимум, без которого даже разговаривать не о чем».
Якобы в середине ноября эти предложения должен привезти в Минск еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле.
Короче говоря, можно сделать вывод, что инцидент не внес кардинальных изменений в белорусско-европейские отношения, и каждая из сторон осталась на своей позиции. Какими же в сложившихся обстоятельствах видятся перспективы Белоруссии в рамках ВП?
К сожалению, но с уверенностью можно утверждать, пожалуй, только то, что в обозримом будущем «партнеры» не будут способствовать демократизации нашей страны, что очень успокаивает официальный Минск.
Как радостно сообщил Мартынов, на саммите «произошло нечто большее, чем успех Белоруссии в отстаивании своих принципов», когда остальные партнеры выступили против включения в декларацию саммита пункта, содержащего критику белорусского режима: «Шесть государств, которых называют партнерами, фактически впервые осознали, что у них есть свои интересы, и впервые по-настоящему выступили как группа, защитив свои интересы».
Это, конечно, не совсем так. Мотивы поведения тех же Тбилиси и Баку были разными: Грузия не скрывает своей острой обеспокоенности возможностью признания Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии, тогда как внутриполитическое положение в Азербайджане не очень существенно отличается от белорусского, и тамошним властям совсем не хотелось создавать прецедент.
К сожалению, надо признать, что остальные партнеры руководствовались примерно таким же пониманием ситуации. Правда, кажется, на их помощь и раньше мало кто надеялся, так что большого разочарования такая «новость» принести не должна.
Об остальных же аспектах можно рассуждать лишь условно, причем со значительной долей скептицизма. На данный момент главной проблемой остается освобождение и реабилитация политзаключенных. Неожиданный выход на свободу Дмитрия Уса дает надежду на продолжение процесса, однако даже если он успешно завершится, реабилитация останется под большим сомнением. Насколько принципиальное значение она будет иметь, ответа пока нет.
Аналогичным образом трудно прогнозировать судьбу упомянутого диалога. Власти, несомненно, попытаются выхолостить его путем вовлечения разного рода фактически подчиненных им структур.
Но наиболее сложной проблемой остается, безусловно, проведение выборов в соответствии со стандартами ОБСЕ. Здесь рассчитывать на существенные сдвиги почти не приходится.
Таким образом, способность режима к реальной трансформации остается минимальной, поэтому общее положение значительного оптимизма не вызывает. К тому же в определенной степени можно согласиться с довольно распространенной точкой зрения, что «Восточное партнерства» оказалось не до конца отработанной программой, а Евросоюз - не готовым играть существенную роль, особенно на белорусском направлении. Как раз это и позволяет Минску делать небольшие шаги взад и вперед, ничего не меняя по сути.
И все же было бы преувеличением говорить о полном отсутствии света в конце тоннеля. Об этом свидетельствуют результаты социологических опросов, согласно которым все больше граждан страны предпочитают европейский пути развития. При всей справедливости замечаний относительно их соответствия, наблюдаемая тенденция позволяет надеяться на лучшее, хотя и не в ближайшее время.
Наверное, можно и нужно вносить в программу определенные коррективы, но в это время следует максимально использовать существующие возможности. Нельзя отрицать, что положение дел плохое, но шанс приблизить Белоруссию к Европе еще окончательно не утрачен.
Перевод: Светлана Тиванова