На страницах газеты «Известия» Владимир Путин и Александр Лукашенко высказали свои соображения по поводу создания Евразийского союза (ЕАС). Насколько реальным выглядит это новое образование?
Красивых слов в статье российского премьера содержится немало: «Проект, являющийся, без преувеличения, исторической вехой», «Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания».
Нет недостатка и в обещаниях молочных рек с кисельными берегами. Гражданам обещана возможность безо всяких ограничений выбирать, где жить, получать образование, трудиться. Бизнесу – новые динамичные рынки, с едиными стандартами и требованиями.
Помнится, примерно так же хрущевская Программа КПСС обещала советским людям, что при коммунизме материальные блага «польются полным потоком».
Особенно умиляет фраза «Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов».
При этом, правда, возникает некоторое недоумение, поскольку не вполне понятно, что же препятствовало тому же Путину за время 12-летнего правления в России хотя бы обозначить стремление двигаться в этом направлении. Неужели только отсутствие Евразийского союза?
Кроме того, слова о ценностях свободы и демократии звучат несколько странно, будучи произнесенными всего через неделю после объявления о готовящейся российским тандемом «рокировке» на высших этажах власти.
Таким же образом обстоят дела и в экономической сфере. Скажем, российские эксперты не видят никаких признаков того, что Москва готова пересмотреть принципы своей экономической политики в пользу европейских стандартов. В итоге, по их мнению, в новом союзе «конкуренция будет построена по-русски, а демократия – по-белорусски«.
Наконец, было бы любопытно взглянуть, как удастся сформировать наднациональные органы. Стоит вспомнить, что именно на этом пункте фактически застопорилось создание белорусско-российского союзного государства. Нет никаких оснований ожидать, что в новой структуре что-то сложится по-иному.
Еще по теме: Лукашенко вслед за Путиным хочет опубликовать статью об интеграции
Очевидно, что настоящей основой путинской инициативы является российская имперская идея «собирания земель». Не случайно буквально на следующий день после ее выдвижения в западной прессе появились заголовки вроде «Обратно в СССР», «Планы Путина по созданию Евразийского союза – возврат к Российской империи», Путин мечтает возродить СССР.
Причем, похоже, это понимают и в Минске. Во всяком случае, сделав обязательные реверансы в сторону коллеги, Александр Лукашенко в своей публикации постоянно возвращается к идее, что «только равенство партнеров, в том числе равенство условий хозяйствования с равным доступом к единой энергетической и транспортной системе, позволит создать надежную основу для нашего союза».
Однако здесь вновь возникает вопрос: если за столько лет эти благие намерения не удалось реализовать на двусторонней основе, то почему удастся на трех- или многосторонней? Короче, говорить о реальности ЕАС пока явно преждевременно.