Чего следует ждать от партии, которая называет себя «либерально-демократической»? Что она отстаивает принципы либерализма и демократии? Может быть, но только не в России. В этой стране носящее такое название объединение (сокращенно ЛДПР) считает себя «государственной партией», которая стоит на службе интересов народа. На самом деле она скорее приближается к националистическим движениям. 22 августа ее лидер Владимир Жириновский заявил, что внесет в Думу отдающий этноцентризмом проект «поддержки русского народа».
Чем должна заниматься Коммунистическая партия? Защитой интересов рабочих в бесклассовом и атеистическом обществе? А вот и нет. В России КПРФ играет активную роль в деловой сфере и поддерживает православную церковь, с которой остервенело боролись коммунисты в советскую эпоху.
Подобное касается и партии «Правое дело», в которую входят либералы правого толка. Так, когда миллиардер Михаил Прохоров взял в свои руки бразды правления объединением, то выпустил манифест, который шел вразрез с правой идеологией, сделав упор на социальных гарантиях и ярко выраженном антиклерикализме. По данным фонда «Общественное мнение», электорат Прохорова состоял преимущественно из граждан со скромными доходами, но высоким образовательным уровнем.
Еще по теме: мифы российской партийной системы
Таким образом, одна из характерных черт российской политической системы заключается в несоответствии названия партии с ее программой. У партий нет четко определенной идеологии. Все делается со ставкой на лидера. Так, например, «Единая Россия», которая открыто поддерживает Владимира Путина (хотя тот и не является ее членом), называет себя центристским объединением. На практике же она является партией власти в чистом виде без какой-либо настоящей программы.
В предвыборный период партии откладывают в сторону идеологию и ограничиваются публикацией программ, не вступая в публичные дебаты. Как следствие, избиратели потеряли к ним всякий интерес. Николай Петров из Московского центра Карнеги объясняет это следующим образом: «Идеология в партиях начала исчезать еще в эпоху Ельцина. Это не вина нынешней власти, а одна из особенностей постсоветской России, которая в отличие от других республик бывшего СССР до сих пор не смогла пустить идеологические корни».
За последние 11 лет российская политическая сцена стала уже. Игроков теперь меньше, и все они становятся все послушнее и покорнее. «Ядро политической власти держит в руках «Единая Россия», которая не терпит никакой конкуренции. С другой стороны, в обществе не ощущается настоящей нужды в независимых партиях. Российский менталитет испытывает тягу к харизматичным лидерам, но нынешних политиков оказалось легко контролировать», - считает директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Параллельно с этим растут и избирательные барьеры. Чтобы попасть в Думу, партии требуется набрать 7% голосов, причем зарегистрировать новое объединение становится все сложнее. На парламентских выборах в декабре этого года поборются семь партий, четыре из которых уже представлены в Государственной Думе «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия» (это объединение было создано командой Путина как социалистическая партия, которую возглавляют верные премьер-министру люди).
Еще по теме: партия богатых и влиятельных
Другим примером можно считать сформированное по заказу Кремля «Правое дело», которое было призвано занять либеральную нишу. Однако назначенный ее лидером олигарх Михаил Прохоров недавно решил громко хлопнуть дверью, не согласившись быть чьим-то инструментом. Этот скандал лишил партию последних шансов преодолеть 7% барьер.
Как следует из результатов последних опросов независимого Левада-Центра, половина россиян хочет сохранить политический статус-кво, тогда как вторая половина заявляет о готовности к большим переменам. Главная задача «Единой России» - достичь 50% явки на выборах, что даст ей возможность заявить о поддержке большинства избирателей.
Высокая явка избирателей обычно регистрируется в регионах с мощным административным давлением. Особенно сильно оно проявляется среди той части электората, чьи зарплаты и социальные льготы напрямую зависят от принятых правящей партией решений. В таких регионах, как Чечня и Дагестан, явка на региональных выборах подступала, а иногда и превышала 100%, причем 95% голосов были отданы за «Единую Россию». При виде таких результатов три оппозиционные партии в знак протеста покинули зал заседаний Государственной Думы и обвинили «Единую Россию» в фальсификации. Тем не менее, Центральная избирательная комиссии и Верховный суд подтвердили законность выборов и признали незначительными зарегистрированные нарушения правил. Оппозиционные партии поставили под сомнение независимость этих инстанций, однако дело так и осталось без продолжения.
Фальсификации выборов в России стали настолько очевидными, что население потеряло всякое доверие к избирательному процессу. Как следует из последнего опроса Левада-Центра, на избирательные участки готовы пойти 52% россиян против 53% в 2007 году, к тому же число тех, кто затруднился с ответом, увеличилось на 5%. Кроме того, 34% решивших пойти на выборы полагают, что их участие никак не отразится политической ситуации в стране. Подавляющее большинство респондентов (70%) убеждены, что депутаты «не держат своих предвыборных обещаний».
Все политологи признают, что многие партии сместили «влево» свои политические лозунги, чтобы отразить растущие требования населения, в первую очередь в области социальной справедливости. В то же время у основанного на националистической идеологии течения есть также и политические проводники.
Еще по теме: либеральные партии стремятся разрушить политическую монополию России
Националистически настроенный электорат пытаются привлечь ЛДПР (она предлагает законопроекты по защите «русского народа»), КПРФ (партия говорит о «российском социализме») и «Правое дело» (выступает против иммиграции азиатов и кавказцев).
В одном можно быть уверенным: Кремль извлек уроки из недавних выборов в России, на Украине и в Белоруссии. Ведь выборы складываются тем удачнее для существующей власти, чем меньше неподконтрольных ей партий принимают в них участие.