Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Возвращение мощи фараона

© REUTERS / Mohamed Abd El-GhanyБеспорядки в Египте
Беспорядки в Египте
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Египет постепенно укрепляет позиции лидера арабского мира, сильно пошатнувшиеся после Финиковой революции и последовавшей нестабильности. Одновременно с этим началось восстановление отношений с Израилем, ухудшившихся до такой степени, что судьба мирного договора, заключенного в 1979 году, оказалась под вопросом.

Египет постепенно укрепляет позиции лидера арабского мира, сильно пошатнувшиеся после Финиковой революции и последовавшей нестабильности. Одновременно с этим началось восстановление отношений с Израилем, ухудшившихся до такой степени, что судьба мирного договора, заключенного в 1979 году, оказалась под вопросом.

Событием, ознаменовавшим новый поворот, стали извинения, принесенные израильским министром обороны по случаю гибели шестерых пограничников 18 августа 2011 года, во время боя между солдатами ЦАХАЛ и террористами, совершившими теракт под Эйлатом. Эхуд Барак от имени правительства извинился за этот инцидент. Напомню, Египет потребовал извинений сразу после того, как стало известно о гибели пограничников, но Израиль на предварительном этапе ограничился выражением сожалений, а также предложил провести совместное расследование. Одним из последствий гибели египтян стал всплеск антиизраильских настроений, достигших кульминации в ночь нападения на посольство Израиля в Каире. Принесенные извинения должны способствовать снижению напряженности в отношениях между двумя странами. Любопытно, что в сообщении пресс-службы министра обороны Израиля упоминались выводы совместного расследования этого происшествия, но подробности обстоятельств гибели пограничников так и не были опубликованы.

 

Читайте также: Египет, демократия и новый Ближний Восток


 
Возможно, израильское правительство решило извиниться, исходя из политических соображений, а не из реальной вины ЦАХАЛ.
 
Сообщение об извинениях практически не привлекло к себе общественного внимания и не обсуждалось в СМИ, так как поступило на фоне главного события месяца, а то и всего года, по крайней мере, для Израиля: заключения сделки с палестинской террористической организацией ХАМАС, в рамках которой был освобожден военнослужащий Гилад Шалит, в течение пяти лет и четырех месяцев (или 1942 дней, как сказал его отец) остававшийся заложником террористов. Цена была заплачена очень высокая, хотя и не настолько большая, как могла бы быть. На свободу уже вышли 477 террористов, в том числе, 287 убийц, но лидеры террора, вроде обоих Баргути, остались за решеткой.
 
Нельзя было не отметить, что Израиль и ХАМАС, на протяжении пяти лет безуспешно пытавшиеся договориться о сделке, пришли к компромиссу после того, как роль посредников взяли на себя египтяне. Шеф египетской военной разведки Мурад Муафи, сменивший германского представителя Герхарда Конрада, поставил переговоры под свой контроль, и буквально через несколько недель стало известно, что сделка по обмену пленными заключена.
 
При этом мне кажется, что причина успешного завершения нового этапа переговоров, начавшихся в Каире после ухода Конрада со сцены, кроется все-таки не в личности посредника. Я думаю, дело в том, что израильское правительство и руководство ХАМАС, каждое по своим причинам, решили пойти на некоторые уступки, и это позволило совершить, наконец, долгожданный обмен.

 

Читате также: Египет не изменит отношение к Израилю


 
Но это не имеет большого значения для египетских властей, которые не упустят возможности использовать эту сделку в своих целях.
 
Третьим событием должна стать вторая сделка по обмену, на сей раз, между Египтом и Израилем, в рамках которой должен быть освобожден Илан Грапель. Гражданин Израиля и США, влюбленный в арабскую культуру, оказался в Египте в бурное революционное время и едва не стал одной из жертв смуты: ему предъявили обвинения в шпионаже, подстрекательстве к насилию и даже в организации нападения на полицейский участок и отделение египетского МВД. Срок ему светил весьма солидный, достаточно вспомнить судьбу Аззама Аззама. Но, вероятно, Грапель вскоре выйдет на свободу, а Израиль в обмен должен будет освободить какое-то количество египетских граждан, отбывающих тюремное заключение за различные правонарушения.
 
Все эти события египетские власти используют для укрепления своего авторитета, как на внутренней арене, так и в арабском мире. Израильские извинения и освобождение граждан Египта из «сионистских застенков» должны повысить популярность властей в глазах подданных.
 
Престиж государства восстановлен, а Израиль поставили на место. Осталось только выбить компенсации для родственников шести погибших пограничников, в качестве последнего штриха, так сказать.
 
Хочу отметить также, что переданные израильские извинения и сделки по Шалиту и Грапелю произошли во время очередных беспорядков в Египте, причем никак не связанных с какими-либо внешними факторами. Я говорю о стычках между мусульманами и коптами, вылившимися в побоище христиан, пытавшихся протестовать против нападений на церкви. Были убиты 27 человек, причем большинство погибли от рук солдат, которые должны были следить за порядком, а не стрелять в безоружных коптов. Кровопролитие потрясло и возмутило коптскую общину, составляющую 10% населения Египта. Коптские лидеры чуть ли не открыто назвали фельдмаршала Мухаммада Хусейна Тантауи своим врагом. Вдобавок, убийства христиан вызвали недовольство западных стран, где правые партии заговорили о необходимости заставить Египет уважать свободу вероисповедания и защищать меньшинства.
 
Сделка ХАМАС с Израилем была заключена как нельзя вовремя. Египетские власти продемонстрировали международному сообществу свою необходимость для Ближнего Востока и делом доказали готовность играть конструктивную роль в стабилизации бурлящего региона. О коптах поговорят и забудут, а роль посредника на палестино-израильских мирных переговорах, меж тем, снова возвращается в ослабшие было руки Каира. Для внутренней арены руководство страны активно использует имидж защитника национального достоинства. Это должно настроить общественное мнение в пользу властей.
 
Когда я говорю о руководстве страны, я имею в виду не кабинет министров под председательством Исама Шарафа. Все очки наверняка запишет на свой счет Высший военный совет, а не правительство переходного периода. Хотя фельдмаршал Тантауи и заявил, что армия не будет выставлять кандидата в президенты, никто, в общем, не мешает ему или другому высокопоставленному офицеру формально уволиться из армии перед выборами. Вряд ли кандидаты вроде Мухаммада аль-Барадеи или Амра Мусы способны переиграть его на выборах, ведь административный ресурс остается в руках военных. Правда, до выборов президента еще немало времени, поэтому ситуация может перемениться несколько раз.