Украинские чиновники в беседах с сотрудниками штаб-квартиры НАТО предпочитают говорить о взаимодействии в сфере безопасности и не касаться выполнения Киевом первого раздела Годовой национальной программы сотрудничества Украины с альянсом (ГНП). Ничего странного в этом нет. Как следует из раздела «Внутренняя политика», наша страна обязуется проводить демократические реформы и обеспечивать верховенство права. А здесь у официального Киева явный провал.
И хотя ГНП – документ, утверждаемый украинским президентом, Киев оценивает его выполнение совместно с Брюсселем. А Североатлантический альянс — это политико-военная организация стран, объединенных общими демократическими ценностями. И для политиков стран евроатлантического сообщества демократия не просто словосочетание. Поэтому военное сотрудничество Украины с НАТО будет оцениваться в альянсе в контексте политических событий, происходящих в нашей стране. На что и обратил внимание во время своего интервью нашему изданию помощник заместителя генерального секретаря НАТО по политическим вопросам и политике безопасности Джеймс АППАТУРАЙ.
— Г-н Аппатурай, вы приехали на Украину для проведения предварительной оценки выполнения нашей страной Годовой национальной программы сотрудничества с НАТО. За последнее время в нашей стране наметилось ухудшение ситуации с демократией: нарушаются права и свободы граждан, преследуются политические оппоненты власти. Речь идет, в частности, о Юлии Тимошенко. В связи с этим, как вы оцениваете работу Киева над ГНП?
— Рано давать окончательную оценку проведению реформ в Украине. Как вы справедливо заметили, мой визит — это предварительные итоги. Прежде всего мы должны предоставить собранную нами информацию нашему международному секретариату. Далее она будет передана представителям стран альянса. Они, соответственно, должны сформировать и сообщить нам мнение своих столиц. Только после этого будет сформирована окончательная оценка успешности выполнения Украиной ГНП.
Но в этой программе речь идет не только о реформах в секторе обороны и безопасности. ГНП касается также и вопросов демократических ценностей, и правовой реформы. В свое время генеральный секретарь НАТО через пресс-секретаря организации высказал свое разочарование делом Тимошенко. Думаю, члены альянса выскажут свое мнение по поводу выполнения ГНП с учетом суда над Юлией Тимошенко.
— Во время своих встреч с украинскими чиновниками вы планировали обсудить состояние демократии в Украине. Вам удалось это сделать? Или ваши собеседники предпочитали говорить о реформах в секторе безопасности?
— Ни украинская сторона, ни мы не уклонялись от обсуждения вопросов демократии, демократических ценностей и ситуации с этими ценностями в Украине. Я еще раз представил позицию НАТО по делу Тимошенко и, в контексте выполнения ГНП, мы обсуждали вопросы реформы судебной системы и юстиции. У нас очень хорошие, искренние и открытые отношения. Что, безусловно, еще раз было подтверждено во время обсуждения этого деликатного вопроса.
— Судебные дела в отношении представителей оппозиции, общее ухудшение ситуации с демократией повлияют на уровень сотрудничества Украина—НАТО?
— Я бы не хотел давать уклончивые ответы, но, повторю, давать оценку сейчас не могу. Это право стран–членов альянса принимать решение по поводу того, на каком уровне находятся отношения с Украиной, как они будут развиваться. Тем не менее должен отметить, что наше практическое сотрудничество расширяется. Примером тому может служить вклад Украины в операции, проводимые НАТО, а также помощь, которую альянс готов оказать вашей стране в подготовке к Евро-2012 или в решении вопросов, связанных с утилизацией излишков боеприпасов, стрелкового оружия и легкого вооружения. Конечно, наше практическое сотрудничество происходит в политическом контексте. И, безусловно, члены альянса будут принимать его во внимание при оценке уровня и качества наших отношений.
— Многие члены альянса одновременно являются и членами Евросоюза. А со стороны некоторых политиков ряда стран–членов ЕС в последние недели слышатся призывы ввести точечные санкции против украинских чиновников, замеченных в преследовании оппозиции. Насколько санкции, внешнее давление может стать эффективным инструментом в возвращении Украины на демократические «рельсы»?
— НАТО и ЕС имеют разные мандаты. НАТО как организация не применяет никаких санкций: это не инструментарий, не компетенция Организации Северо-атлантического договора. Точно так же альянс не высказывает своего мнения в отношении отдельных действий стран–членов ЕС и НАТО.
Однако, чтобы получить более полную картину того, что происходит в вашей стране, и еще раз подтвердить обязательства НАТО по поводу поддержки Украины на ее пути к укреплению демократических ценностей, в ходе своего визита в Киев я встречался с представителями оппозиции и общественных организаций. И то, что я от них услышал, безусловно, будет принято во внимание при составлении нашей окончательной оценки выполнения Украиной ГНП.
— После ваших встреч в Киеве, что вы думаете о том, каково отношение Украины к выполнению ГНП?
— Для меня абсолютно очевидно, что для Украины выполнение этой программы является не только очень важным приоритетом, но также и основным форматом для развития дальнейшего сотрудничества с НАТО. У нас общие взгляды на этот вопрос, и мы рады, что смогли это подчеркнуть.
Украина для себя предпочла выбрать внеблоковый статус. Но это никоим образом не помешало нам продолжать, развивать, углублять и расширять наше сотрудничество.
Безусловно, всегда есть возможности для усовершенствования и мы обсуждали достаточно детально все аспекты, требующие более интенсивных усилий хотя бы в плане общей координации при проведении комплексных реформ. Должен сказать, что мои собеседники с украинской стороны были весьма откровенны и открыты.
— Последние внутриполитические события в Украине вызвали у западных партнеров Киева сомнения в искренности намерений нынешней администрации придерживаться политики европейской интеграции. После беседы с украинскими чиновниками вы сделали для себя вывод, куда движется Украина — в Европейский Союз или в Евразийский?
— Мы не обсуждали вопрос общей ориентации вашей страны, потому что считаем, что вы сами должны принимать решение, в каком направлении вам двигаться. Мое впечатление такое, что Украина и при этой администрации старается найти баланс между своими национальными интересами и своими отношениями как с соседней страной, так и со странами европейского региона. Безусловно, Украина и ее народ должны сами решать, до какой степени им нужен этот баланс и как его обеспечить. Но до тех пор, пока ваша страна будет хотеть сотрудничать с НАТО и до той глубины, до какой она хочет, альянс всегда будет готов ответить тем же.
— Какова сегодня повестка дня отношений Украина—НАТО?
— Речь шла, например, о возможностях нашей поддержки при проведении Украиной реформ. Также разговор шел о вкладе вашей страны в операции, которые НАТО проводит сейчас и о возможностях продолжения такого сотрудничества в будущем. Мы обсуждали вопрос специального целевого фонда, необходимого для утилизации излишков боеприпасов, стрелкового оружия и легкого вооружения, а также целевого фонда, который будет предназначен для решения проблемы остатков радиоактивных материалов. Кроме того, мы говорили о возможностях нашего сотрудничества в контексте подготовки к Евро-2012 и обеспечении нужного уровня безопасности при проведении этого мероприятия.
Также мы обсуждали и европейские вопросы безопасности. Такие аспекты, например, как контроль над обычными вооружениями и противоракетная оборона. Но, хочу подчеркнуть, что когда мы говорили о ПРО, мы просто обменивались своими взглядами, информацией. Речь не шла о практическом сотрудничестве в этой области.
— А кто был инициатором обсуждения темы ПРО?
— Инициатором был я. Но хотел бы обратить внимание, что разговор шел в контексте предстоящего саммита НАТО в Чикаго и тех основных тем, которые там будут обсуждаться. ПРО — один из этих вопросов. Именно в этом контексте я информировал своих украинских коллег о позиции НАТО.
— Украинские официальные лица утверждают: несмотря на то, Украина стала внеблоковым государством, качество сотрудничества с НАТО улучшилось по сравнению со временем президентства Виктора Ющенко. Это действительно так?
—С практической точки зрения, при новом президенте количество запланированных совместных мероприятий не уменьшилось. Иными словами, мы можем сказать, что новая администрация в этом последовательна. В некоторых вопросах, возможно, даже произошло развитие нашего сотрудничества. Но мы никогда не проводили сравнительного анализа того, как это сотрудничество развивалось при двух разных администрациях.
— Украина реформирует собственные вооруженные силы в контексте большей совместимости с вооруженными силами стран–членов Североатлантического альянса. Как вы можете оценить готовность украинской армии к совместным действиям с подразделениями НАТО?
— Украина, безусловно, продемонстрировала и возможности, и желание делать это. Конечно, мы помогаем Украине увеличить свои ресурсы и силы, которые она предоставляет для операций Североатлантического альянса, и обеспечить в нем достаточный уровень оперативной совместимости с силами НАТО, с которыми она будет принимать участие в этих операциях. Безусловно и то, что не все подразделения украинских вооруженных сил находятся на одинаковом уровне оперативной совместимости или готовности вместе действовать с силами НАТО. Требуется еще очень серьезная работа в том, что касается и достойного финансирования, и обеспечения процесса профессионализации Вооруженных сил Украины.
— Страны, входящие в ОДКБ, активно добиваются признания этой организации со стороны НАТО. Собирается ли альянс каким-либо образом взаимодействовать с «Ташкентским пактом»?
— Представители НАТО принимали участие в тех международных мероприятиях, на которых присутствовали и представители ОДКБ. Таких мероприятий было всего одно или два. Но что касается НАТО как организации, то у нее нет консенсуса относительно формализации отношений с ОДКБ. Не думаю, чтобы в ближайшем обозримом будущем такой консенсус будет достигнут.