Своими мыслями о предварительных итогах выборов, внутренней и внешней политике будущего президента Киргизии делятся аналитики. Прогнозы многих из них о результатах голосования оказались оправданными. Например, активность избирателей на севере Киргизии была высокой, и большинство электората, как и ожидалось, отдали свои голоса в пользу Алмазбека Атамбаева.
Избиратели на юге страны проявили пассивность, причем их голоса разделились между Адаханом Мадумаровым и Камчыбеком Ташиевым.
По словам ошского аналитика Санжара Тажыматова, основной костяк южного электората составляют мигранты, находящиеся в России и Казахстане, поэтому явка здесь была низкой по сравнению с другими регионами:
- Большая часть электората оказалась за пределами страны и соответственно они не имели возможности проголосовать.
Политолог Руслан Ташанов причину пассивности усматривает в неточностях списков избирателей:
- Сотни граждан не смогли найти свои фамилии в списках избирателей, что вызвало их недовольство. На предыдущих выборах южный электорат всегда был активен. В этот раз мы получили отрицательный результат из-за того, что многие просто не попали в списки.
Относительно списков лидер партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев в интервью «Азаттыку» объяснил, что до этого прежние власти «присваивали» голоса мигрантов в свою пользу.
Местные эксперты, также отмечают небывалую прежде политическую активность этнических меньшинств, в частности избирателей узбекской национальности, которые охотно участвовали в голосовании. В этот раз, как подчеркивают аналитики, этнические сообщества отдали свое предпочтение интернациональным лозунгам.
Также по теме: Этнические узбеки голосуют в Киргизии за «второго Путина»
Координатор Коалиции «За демократию и гражданское общество» Медер Талканчиев отметил, что во время голосования не было массовых нарушений прав избирателей, однако подверг критике работу ЦИК за технические недостатки.
Российский эксперт Аркадий Дубнов пишет, что, несмотря на незначительные нарушения, в целом выборы в Киргизии отвечали демократическим принципам.
Он приводит в пример случай с кандидатом Камчыбеком Ташиевым и и.о. премьер-министра Омурбеком Бабановым, которые забыли свои паспорта, из-за чего они не были допущены к голосованию, невзирая на их высокий статус. Дубнов считает это проявлением уважения к закону.
Также Дубнов добавил, что не только в условиях Центральной Азии, но и во многих странах мира, трудно провести абсолютно честные и справедливые выборы.
Читайте также: Президентские выборы в Киргизии поднимают страхи о расколе в регионе
Не исключено, что противники Алмазбека Атамбаева подвергнут сомнению его победу. Теперь интересным становится, какую тактику выберет новый президент во внутренней и внешней политике?
По мнению бишкекского аналитика Мелиса Жунушалиева, Атамбаев теперь будет вынужден выполнять свои обязательства перед Москвой, которая оказала ему политическую поддержку. В частности, уже в следующем году возможно вхождение Киргизии в Таможенный союз, который, по мнению экспертов, является российским проектом:
- В своей предвыборной кампании Атамбаев постоянно твердил о своей приверженности стратегической дружбе с Россией. Кроме того, он обещает дать новый импульс отношениям с соседними странами.
В то же время Атамбаев весьма скупо заявляет о своей позиции в отношении Евросоюза и США. Но учитывая то, что Атамбаев весьма трепетно относится к Турции - члену НАТО, можно полагать, что он так или иначе поддерживает связь с Западом.
До сих пор о будущем расположенной вблизи Бишкека американской базы тоже говорил туманно. Однако же, во время подведения итогов голосования в присутствии журналистов, в том числе иностранных, Атамбаев по поводу базы сказал в духе, что от базы США для Киргизии больше вреда чем пользы.
По его мнению, с американской базы (в Бишкеке - прим. ред.) были нанесены удары по Ираку. И нет гарантии того, что удар будет нанесен и по Ирану. И если Тегеран в ответ запустит свою ракету, то пострадает не только аэропорт, но и наша столица – Бишкек. Так что нам достаточно иметь гражданский аэропорт, - приводят эти слова Атамбаева агентства.
- Но, кто бы ни пришел к власти в Киргизии, отношения с Евросоюзом и США будут оставаться, поскольку без них невозможны передовые технологии и получение инвестиций, - говорит эксперт Мелис Жунушалиев.
Что касается внутренней политики Атамбаева, основу его предвыборной программы составляет достижение межнационального и межрегионального согласия. Прошлогодний киргизско-узбекский конфликт отрицательно повлиял не только на экономику, но и испортил имидж страны в глазах мировой общественности.
Хватит ли политической воли у Атамбаева, чтобы продолжить курс на развитие парламентской демократии в Центральной Азии и реализацию начатых реформ?
Депутат киргизского парламента Каныбек Иманалиев напоминает, что у нового президента нет другого пути, кроме как продвигать реформы:
- Многие избиратели отдали ему свои голоса, как аванс. И если он свернет с этого пути или начнет уворачиваться, то киргизское общество его быстро поставит на место, как это произошло в апреле прошлого года.
В Киргизии высок уровень политического плюрализма. Противники Атамбаева будут бдительно отслеживать каждый его шаг. Ко всему прочему, в стране сложилось сильное гражданское общество, способное денно и ночно контролировать действия властей, и гражданские активисты наверняка не дадут новому президенту в течение 6 лет нахождения на посту главы государства спокойно спать.