Давно назревающий в связи с иранской ядерной программой кризис вступает в решающую фазу.
Когда на следующей неделе в Австралию прибудет президент США Барак Обама, он попытается добиться от правительства поддержки в этом противостоянии.
В прошлом месяце США сообщили о том, что они раскрыли иранский заговор, нацеленный на устройство взрыва в нью-йоркском ресторане. Это показывает, что угроза достигла нового уровня.
Взрыв бомбы должен был убить посла Саудовской Аравии в Вашингтоне Аделя аль-Джубейра (Adel al-Jubeir), утверждает американская администрация. Таким образом, речь идет о двояком оскорблении.
Теракт должен был стать наглым ударом по безопасности американской столицы и американских граждан и одновременно ударом по еще одному серьезному противнику Ирана – Саудовской Аравии.
Слухи о том, что Саудовская Аравия хотела, чтобы США разбомбили иранские ядерные объекты до того, как шиитская теократическая республика сможет обзавестись ядерным оружием, ходят уже давно, и дипломатические депеши, опубликованные WikiLeaks в прошлом году, их подтверждают.
Согласно депешам, правитель суннитской Саудовской Аравии король Абдалла «неоднократно призывал США атаковать Иран, чтобы положить конец его программе по созданию ядерного оружия».
11 октября США обвинили в причастности к заговору двух граждан Ирана, один из которых сейчас находится под арестом, а второй – в бегах. «Все это похоже на голливудский сценарий, однако последствия теракта были бы вполне реальными. Могло погибнуть много людей», - заявил директор ФБР Роберт Мюллер (Robert Mueller).
Этот заговор выглядел настолько нелепо, что в США новость о нем была встречена с заметным скепсисом. Однако эксперт по Ближнему Востоку из Института Лоуи Энтони Бубало (Anthony Bubalo) считает, что он напоминает о другом теракте, организованном Ираном в 1996 году – о взрыве грузовика с взрывчаткой у комплекса «Башни Хобар», в результате которого погибли 19 американских солдат. Тогда, как и сейчас, Иран опасался возросшей враждебности США и Саудовской Аравии – союзника Америки.
«Как бы безумно это не выглядело, подобное поведение, на мой взгляд, весьма вероятно, - полагает Бубало. – Иранцы рассматривают это как часть игры, которую они ведут с США. Убийство должно было стать чем-то вроде предупредительного выстрела в адрес американцев и саудитов, чтобы они не пытались ничего предпринять против Ирана». Если он прав, этот шаг не сработал. Обама пообещал в связи с заговором принять против Ирана «самые жесткие меры».
Затем на прошлой неделе израильская газета Haaretz сообщила, что обсуждение вопроса о превентивном ударе по Ирану в Тель-Авиве дошло до критической точки.
«Премьер-министр Биньямин Нетаньяху (Benjamin Netanyahu) и министр обороны Эхуд Барак (Ehud Barak) пытаются убедить большинство членов кабинета в необходимости военной операции против Ирана, заявил высокопоставленный израильский чиновник. По его словам, пока на стороне противников операции “небольшое преимущество”», – сообщила газета 2 ноября.
Барак на выходных заявил BBC : «Мы убеждены в том, что мир должен принять скоординированные меры, чтобы не дать Ирану получить ядерное оружие. . . нельзя сбрасывать со счетов ни один вариант действий - мы говорим серьезно».
Решающим фактором, от которого будет зависеть, готов ли будет Израиль нанести удар, станет, как считает Haaretz, доклад, который был подготовлен следящим за мировой безопасностью в ядерной отрасли Международным агентством по атомной энергии. По австралийскому времени, он должен выйти завтра.
Каким будет содержание этого доклада? Ряд мировых СМИ заранее об этом сообщает . Все они утверждают, что МАГАТЭ приведет новые доказательства того, что Иран работает над ядерными вооружениями.
МАГАТЭ сообщит о том, что «Тегеран соорудил большой стальной контейнер, который может использоваться для испытаний высоковзрывчатых веществ, применяющихся в ядерном оружии», - пишет лондонская Financial Times.
Оно также заявит об имеющихся у него спутниковых фотографиях контейнера, расположенного на базе Парчин, недалеко от Тегерана, и о других доказательствах, свидетельствующих о том, что этот объект предназначен для испытания связанных с ядерным оружием взрывчатых веществ. «Кроме этого, МАГАТЭ опубликует сведения, доказывающие, что Иран с 2004 года проводил компьютерное моделирование высокообогащенной урановой основы, которая может использоваться только для планируемых испытаний ядерной бомбы».
По словам одного из чиновников МАГАТЭ, агентство, являющееся независимой структурой, подвергается интенсивному лоббированию со стороны правительств, которые стремятся повлиять на окончательные формулировки доклада. Запад настроен воинственно, но две страны с правом вето в Совете безопасности ООН – Россия и Китай – выступают против усиления давления на Иран. Между тем, окончательные формулировки, выбранные МАГАТЭ, будут иметь большое значение.
Обама, тем временем, продолжает пытаться расширять международную поддержку конфронтации с Ираном. На прошлой неделе он встретился перед саммитом «Большой двадцатки» во Франции с французским президентом Николя Саркози. «У нас была возможность обсудить ряд связанных с безопасностью вопросов», - заявил Обама журналистам.
«В частности, я хочу упомянуть вопрос об угрозе, которую продолжает представлять ядерная программа Ирана. На следующей неделе МАГАТЭ должно опубликовать доклад об иранской ядерной программе. Мы с президентом Саркози согласны в том, что на Иран необходимо оказывать беспрецедентное давление, чтобы заставить его соблюдать обязательства».
Guardian утверждает, что британские военные активно разрабатывают планы на случай чрезвычайной ситуации. Министерство обороны «считает, что США могут решить в ускоренном порядке осуществить планы по нанесению точечных ударов по ключевым иранским ядерным объектам. Британские чиновники говорят, что, если Вашингтон примет такое решение он будет добиваться британской военной помощи для своих операций, и получит ее, несмотря на наличие глубоких сомнений у некоторых членов коалиционного правительства».
Чем вызвана такая спешка? Западные ядерные эксперты и представители разведок уверены, что до создания ядерной бомбы Ирану еще осталось от одного года до трех лет.
Одно из объяснений связано с тем, что иранцы, по слухам, перемещают свое оборудование на еще более глубокий и труднодоступный подземный объект, причем закончат с этим примерно в течение года. «Это обстоятельство ставит временные рамки», – считает Бубало.
Понятно, что шансы на успех удара повышаются, если он будет совершен до того, как иранцы переезд завершится.
Однако бывший заместитель министра обороны Австралии Пол Дибб (Paul Dibb) благоразумно советует учитывать ограниченность возможностей разведки. По его словам, неспособность западных разведок предвидеть распад Советского Союза было «чертовым фиаско». Тех, кто занимается оборонными вопросами, связанными с Ираном, он предупреждает: «Если у вас нет железных разведданных – не данных технической разведки, которые любят американцы, а человеческих разведданных – о том, где эти секретные подземные объекты, и о том, насколько вообще серьезна вся эта программа, вас накормят дерьмом».
Премьер-министр Гиллард будет ужинать с Обамой в ходе его визита в Австралию, предстоящего на следующей неделе. США могут ожидать от нее обычной неколебимой поддержки. Меню ужина пока не публиковалась.