Что сулит Белоруссии нынешний этап отношений с Россией? На самом ли деле Белоруссии угрожают имперские устремления и попытки получить системообразующие куски белорусской экономики? На эти вопросы отвечает директор Белорусского института стратегических исследований Алексей Пикулик. С ним беседует Юрий Дракохруст.
Дракохруст: Алексей, в ходе недавней конференции в Вашингтоне, организованной Фондом Карнеги, Вы заявили о наличии трех мифов относительно российской политики в Белоруссии. Первый миф - это то, что Россия мечтает о политическом поглощении Белоруссии и лишении бедного белорусского народа суверенитета. Второй миф - это то, что Россия хочет приватизировать всю белорусскую экономику по цене одного доллара. Третий миф - это то, что Россия ничего так не боится, как возможности Белоруссии начать диалог с Западом. Так что, на ваш взгляд, белорусско-российские отношения полностью лишены какой бы то ни было опасности для Белоруссии?
Читать также: Гроздья гнева вянут на глазах
Пикулик: Мои слова были вырваны из контекста. На самом деле мое выступление было посвящено совсем другим посылам и аргументам, настоящим, а не мнимым угрозам. Сейчас мы наблюдаем постепенное вовлечение Белоруссии в зону влияния России, которое, скорее всего, будет продолжаться до конца президентской кампании 2012 года. Россия, судя по всему, заинтересована в создании квази-оффшорной зоны в Белоруссии, рассматривая ее как страну, через которую будет осуществляться транзит «серых» российских денег, и как зону, в которой возможен арбитраж по ценам и тарифам для нефтяного бизнеса, а также импортных и экспортных потоков. Это, по моему мнению, очевидный и явный риск для нашей страны, поскольку у Лукашенко, скорее всего, появится новый канал получения ренты из России и поддержания социального контракта. Это утверждение исходит из анализа цепочек ряда нефтяных компаний в аспекте использования белорусского таможни. Кроме того, такой же вывод можно сделать на основании анализа стратегий российских банков - «Сбербанка», ВТБ, ВЭБа, «Газпромбанка» в Белоруссии, которые заинтересованы в медиации «серого» капитала через Белоруссию. Данная модель, которая может выкристаллизоваться в ближайшем будущем, не предусматривает политической интеграции Белоруссии в Россию - соответственно не совсем верно теперь говорить о реальной угрозе потери политического суверенитета и территориальной целостности страны. При этом, повторюсь, экономические риски для страны в этой связи кажутся огромными и, в свою очередь, влияют на политические риски.
Дракохруст: А как насчет установления контроля над лакомыми кусками белорусского госимущества? Неужели россиянам это на самом деле неинтересно?\
Пикулик: В данный момент (до выборов 2012 года) российский бизнес не рискует приходить в страну, поскольку осознает опасность экспроприации собственности, отсутствие независимой судебной системы и ненадежность Лукашенко. Российский бизнес научен горьким опытом стремления приобрести все задешево в Украине, ведь по результатам административного «похода» он потерял десятки миллиардов. При этом Кремль де-факто не занимается «крышеванием» российского бизнеса в Белоруссии и не защищает корпоративные интересы (вряд ли «Белтрансгаз», который уже наполовину российский, может быть здесь примером).
Читать также: Когда остановятся цены на бензин?
Дракохруст: Россия довольно болезненно воспринимала вступление Белоруссии в программу ЕС «Восточное партнерство». Вы полагаете, что сейчас она абсолютно безразлично, по-философски, относится к возможности Белоруссии «убежать на Запад»?
Пикулик: Россия, безусловно, не заинтересована во вступлении Белоруссии в НАТО и ЕС и всячески будет этому препятствовать. Но при этом Кремль не будет против восстановления диалога ЕС-РБ на низком и среднем уровнях, активного участия Белоруссии в «Восточном партнерстве» и восстановления членства в Совете Европы. Вообще, к 2012 году никто в России не будет всерьез заниматься вопросом Белоруссии, который поставлен на паузу.
Дракохруст: Ну как же на паузу? Путин озвучил свой амбициозный проект Евразийского союза, с 1 января 2012 года Беларусь, Казахстан и Россия переходят в новую фазу Таможенного союза ...
Пикулик: Таможенный Союз и игра в экономическую интеграцию на самом деле являются путинским пиар-проектом, который вряд ли может быть до конца обеспечен Россией - в связи с падением цен на энергетические ресурсы (российский бюджет будет переживать стресс при ценах на нефть ниже 130 долларов) и неблагоприятного инвестиционного климата. Похоже, что Россия только играет в империю. Эти мои выводы строятся и на анализе в том числе, сделанном аналитиками компании Citi Group: «Российский империализм и рынок. Не бойтесь медведя». Хочу подчеркнуть, что надо обращать внимание в первую очередь на реальные текущие риски и угрозы для Белоруссии от взаимодействия с Россией. И прежде всего потому, что находясь в тени систематических рисков от России - как реальных, так и преувеличенных (потеря суверенитета, скупка всего задешево, отрезание Россией путей на Запад), мы порой не видим действительно важных и опасных процессов.
Перевод: Светлана Тиванова