Меня всегда поражало то, как мировые политики и СМИ тратят большую часть своей энергии на дебаты о геополитических перспективах, которые никогда не станут реальностью, в то же время игнорируя важные события, которые действительно происходят.
Вот список самых важных «несобытий», которые не произойдут, но о которых мы жарко спорим и активно анализируем: Израиль не будет бомбить Иран. Евро не исчезнет. Страны не начнут военную операцию в Сирии. Подъем протестных масс по всему миру не утихнет.
Тем временем, с минимальным освещением СМИ и в интернете восьмого ноября в немецком Любмине был введен в эксплуатацию трубопровод «Северный поток». На церемонии присутствовал президент России Медведев, канцлер Германии, премьер-министры Франции и Голландии, глава Газпрома и комиссар ЕС по энергетике. Это меняет геополитическую ситуацию, в отличие от всех активно обсуждаемых «несобытий», которые никогда не произойдут.
Подробности: «Северный поток» -угроза или шанс?
Что такое «Северный поток»? Если говорить просто, то это газопровод, который проложен по дну Балтийского моря в обход территорий третьих стран, и тянется он от российского Выборга, что недалеко от Санкт-Петербурга, до немецкого города Любмина, который располагается рядом с польской границей. Из Германии он может продолжить путь в Голландию, Данию, Великобританию и другие страны, потребляющие российский природный газ.
«Северный поток» является соглашением между частными компаниями, одобренным их правительствами. Российская компания «Газпром» владеет 51% акций, две немецкие компании владеют 31%, а французская и голландская имеют по 9% акций. Пропорциональные инвестиции (и будущие доходы) являются частными.
Ключевым элементом в данном соглашении является тот факт, что трубопровод не проходит через территорию Польши, стран Прибалтики или по территории Белоруссии и Украины. Таким образом, страны потеряли не только доходы от возможных транзитных пошлин, но и не смогут использовать свое промежуточное географическое положение, чтобы сдерживать поставки газа в Западную Европу, пока они договариваются с Россией.
Читайте также: Новая газовая война между Россией и Украиной
Немецкое агентство Deutsche Welle так озаглавило свою статью:«Северный поток – коммерческий проект с политическим видением». Французская газета Le Monde выпустила статью под заголовком «Газпром стал мировым игроком в сфере энергии». Джозеф Бауэр (Joseph Bauer), эксперт по энергетике из организации Deutsche Bank Research, базирующейся во Франкфурте-на-Майне, считает, что «это политический и коммерческий проект, и он имеет значение и в экономическом, и в политическом смысле».
Тем временем, россияне заявили китайцам, что не собираются продавать им свой газ по цене на 30% меньше, чем цена для европейцев, заметив, что у России нет необходимости в субсидировании китайской экономики. Они дали четко понять Туркмении, обладающей огромными запасами газа, что не одобрят любой другой метод экспорта газа, кроме как через Россию. Пуск в эксплуатацию «Северного потока» последовал через несколько дней после того, как новый избранный президент Киргизии заявил, что собирается закрыть американскую военную авиабазу в Манасе после окончания срока аренды в 2014 году. Эта база является ключевой для поставок для американской операции в Афганистане. Ясно, что Россия усиливает свой контроль над бывшими республиками Советского Союза в Центральной Азии.
И Центральная и Восточная Европа, и США начинают понимать, что схема недопущения создания оси Париж – Берлин – Москва нежизнеспособна. Главные механизмы Европейского Союза прогибаются под этим обстоятельством, как и многие страны в Восточной и Центральной Европе. Это особенно тяжело для Украины, раздираемой этими изменениями. А США? Что они могут сделать в этом отношении на самом деле?
Иммануил Валлерстайн – старший научный сотрудник Йельского университета, автор книги «Закат американского могущества» («The Decline of Amercian Power»).