Два года назад, 16 ноября 2009 года юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский скончался в СИЗО «Матросская тишина». Несмотря на широкую огласку этого дела и изменения, внесенные в российское законодательство после его смерти, дело Магнитского, по мнению правозащитников, мало чему научило следственных работников и судей. Многие наблюдатели недовольны ходом расследования уголовного дела о гибели юриста и тем, что к ответственности привлечены лишь врачи одного из следственных изоляторов Москвы.
Расследование дела о смерти Магнитского взял на особый контроль президент России. По поручению Дмитрия Медведева члены президентского совета провели независимую экспертизу обстоятельств гибели юриста и установили, что неоказание медицинской помощи Сергею Магнитскому и воспрепятствование ее получению связаны с действиями либо бездействием ряда сотрудников следственных органов и пенитенциарной системы. Все имена перечислены в экспертном заключении, опубликованном в июле этого года, однако под суд пойдут лишь два врача из Бутырки – Дмитрий Кратов и Лариса Литвинова. Кратова следствие считает виновным в халатности, Литвинову – в причинении смерти по неосторожности. Но не они главные виновники гибели Магнитского, считает руководитель Московской общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Валерий Борщев:
Еще по теме: Швейцарские перспективы «списка Магнитского»
– Конечно, доля их вины есть – они должны были настоять на переводе Магнитского в больницу «Матросской тишины», они знали, что он тяжело болен. Но основная вина лежит не на них, следователь Олег Сильченко – вот главный виновник. Я думаю, что врач Александра Гаусс, которая принимала Магнитского в «Матросской тишине», знает криминальную сторону гибели Магнитского, но ее выводят из следствия. В факте привлечения врачей уже есть некий прогресс, потому что государство выбрало «пешек» – Литвинову и Кратова, но, тем не менее, признало, что оно виновато в смерти Магнитского.
По мнению адвоката семьи Сергея Магнитского Елены Орешниковой следователями было упущено время и теперь привлечь к ответственности всех виновных к смерти Сергея Магнитского будет значительно сложнее:
– К этому делу очень долгое время относились попустительски, не уделяя ему должного внимания. И только после вмешательства президента произошли существенные подвижки, дело было передано дело на высший уровень. Но я считаю, что заминки, возникшие на начальном этапе, существенно повлияли на дальнейшее развитие всего дела. Совершенно очевидно, что необходимые следственные действия, которые могут дать результат в первые дни после совершенного преступления, не могут дать нужного результата по прошествии определенного времени.
Читайте также: Магнитский - секретный визовый запрет
Считается, что юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский попал в поле зрения следственных органов и поплатился жизнью за то, что заявил о причастности ряда сотрудников МВД к хищению из российского бюджета свыше 5 миллиардов рублей. Коллеги Магнитского утверждают, что именно те сотрудники, против которых свидетельствовал Магнитский, добились его ареста и возбуждения дела о неуплате налогов. По мнению правозащитников, проводивших собственное расследование обстоятельств гибели Сергея Магнитского, по указанию сотрудников следственной бригады в изоляторе для него создавались заведомо невыносимые, причиняющие физические и нравственные страдания условия.
О смерти Сергея Магнитского в этот день вспоминают не только в России. В Лондоне правозащитная организация Amnesty International и британская театральная труппа Sputnik представят спектакль «Час восемнадцать» по российской пьесе о последних часах жизни Сергея Магнитского. В Берлине же министр юстиции Германии г-жа Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер и мать Сергея Магнитского – Наталья Николаевна Магнитская – вечером 15 ноября приняли участие в торжественном открытии постоянной выставки, посвященной Сергею Магнитскому: «Дело Сергея Магнитского – свидетельство состояния правосудия и демократии в России». Церемония открытия выставки прошла в известном музее Берлинской стены – Чекпойнт Чарли.
На выставке представлены личные дневники и письма Сергея, а также ряд юридических документов. На открытие выставки в Берлин приехал и Уильям Браудер – основатель и генеральный директор инвестиционного фонда Hermitage Capital Management, чьи интересы представлял Магнитский. В период с 1995 по 2007 года Hermitage был крупнейшим иностранным портфельным инвестором в России.
На вопрос, какое значение для него имеет открывшаяся в Берлине выставка, Уильям Браудер сказал:
– В день, когда погиб Сергей Магнитский, у нас появились две основные цели: добиться правосудия для Сергея и сделать так, чтобы его жизнь не была забыта, чтобы память о нем осталась в сердцах людей. Мы надеемся, что его смерть станет знаковой, и многие люди смогут избежать проблем, подобных тем, с которыми пришлось столкнуться Сергею. Я уверен, наступит день, когда в России будут поставлены памятники Сергею Магнитскому. Открытие сегодняшней выставки – это первый шаг в осознании того, что Сергей принес в жертву свою жизнь.
На открытии выставки были представители руководства международной неправительственной организации «Трансперенси Интернэшнл», занимающейся, в частности, исследованиями коррупционных процессов – Миклош Маршал и Светлана Савитская. На открытии выступила министр юстиции Германии Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер.
В конце церемонии к собравшимся обратилась мать Сергея Магницкого Наталия Магнитская:
– Вот уже два года, как Сережи нет рядом со мной. Иногда мне кажется, что это было очень давно. Иногда мне кажется, что это было только что. Часто мне кажется, что Сергей находится рядом. За это время я обнаружила, что у людей могут появляться друзья и после смерти. Оказалось, что в мире существует очень много неравнодушных людей, которых потрясла смерть моего сына. Господин Браудер и другие коллеги Сережи делают все для того, чтобы виновные в его смерти были наказаны. Многие из его коллег стали мне по-настоящему близкими людьми, многие люди, которых я вообще не знала, теперь для меня стали очень близки. Их поддержка помогает мне справиться с моей болью. Я всем очень благодарна.