Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Контуры ожидаемого глобального кризиса

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мировые процессы все конкретнее и конкретнее сигнализируют о том, что близится время перемен. Глобальная финансовая система исчерпала свой кредит доверия. Глобальная финансовая система еще может рефлексировать, поддерживать себя какое-то время, но она не жизнеспособна, и миру довольно скоро придется преобразовывать существующую систему или создавать совсем новый механизм поддержания глобального баланса.

ировые процессы все конкретнее и конкретнее сигнализируют о том, что близится время перемен. Глобальная финансовая система исчерпала свой кредит доверия. Глобальная финансовая система еще может рефлексировать, поддерживать себя какое-то время, но она не жизнеспособна, и миру довольно скоро придется преобразовывать существующую систему или создавать совсем новый механизм поддержания глобального баланса.


Прежде всего, следует напомнить старую истину: остальной мир никогда не достигнет уровня потребления Запада – золотого миллиарда (из 7 миллиардов жителей планеты только один миллиард живет в развитых странах). Акцент на слове «никогда». Самые элементарные расчеты свидетельствуют: если в Китае средний уровень потребления достигнет среднего уровня потребления США, то нам понадобится еще три планеты такого же размера, как Земля.

 

Читайте также: Кризис переписывает правила в Европе


Так как Земля у нас только одна, то уровень потребления США как государства, в котором живет 5% жителей планеты и которое потребляет 40% ресурсов планеты, никогда не будет доступен. Любые рассказы о выравнивании глобального уровня жизни – это лишь сказки для успокоения общественности неразвитых стран.

Сказочки о том, что беднейшие страны Африки и Азии когда-то достигнут уровня благосостояния Запада, удерживали глобальную экономическую миграцию в какой-то мере контролируемых рамках. Прирост потока экономических мигрантов из Африки и Азии свидетельствует, что образованное поколение развивающихся государств все меньше верит сказкам о том, что эти государства вырвутся из бедности.

В свою очередь, в экономике Запада все большую скорость набирают процессы перемен. При международном разделении труда отрасли с высоким удельным весом рабочей силы, чтобы не платить зарплаты уровня США, постепенно перемещаются в государства с низким уровнем зарплат. В наши дни телемаркетинг для Дакоты или Нью-Йорка организуется из Индии, а почти все грязное и трудоемкое производство перемещено в Китай. Технологический скачок компьютеризации трансформирует новые сферы деятельности. Во многих традиционных сферах наблюдается исчезновение лишних посредников.

Процессы перемен затрагивают фактически все отрасли и постепенно набирают скорость. В западной экономике структурно будет слишком много лишних людей.
Глобальный кризис – это период, когда такие перемены могут происходить не постепенно, а относительно быстро. Если вторая фаза глобального кризиса проявится как массовая неплатежеспособность банков, то европейским странам придется делать выбор -  продолжать пихать в глотку владельцев частных банков все последние оставшиеся ресурсы или одним махом вообще отказаться от услуг частных посредников в финансовом секторе. Развитие технологий достигло такого уровня, что для поддержания системы безналичного расчета в масштабе одного государства частные алчные посредники (в виде коммерческих банков) не только не необходимы, но и совершенно излишни.

 


Надежные и быстрые расчеты безналичными деньгами между жителями и предприятиями может осуществлять центральный банк или государственное агентство, не выдвигая цели получать прибыль от расчетной системы. Сейчас доходы банков от комиссионных платежей почти в четыре раза превышают расходы банков на услуги, за которые взимаются комиссионные платежи.

 

Читайте также: Мир переживает не экономический, а идеологический кризис


Пока у государств имелись огромные собственные ресурсы, их можно было закачивать в разоренные владельцами банки, иначе расчеты остановились бы, а это тяжело повлияло бы на экономику. Если у государств ресурсов нет, то радикальные структурные реформы в банковском секторе на следующей фазе кризиса становятся неизбежными.

Однако глобальный финансовый сектор имеет огромное политическое влияние. Было время – 2002 год, – когда финансовый сектор получал большую часть прибыли предприятий всех отраслей. Ясно, что если следующие перемены существенно уменьшат власть финансовых посредников, то экономическая власть перейдет к тем, кто будет контролировать реальный сектор экономики. Это момент, когда финансовый сектор трансформируется и использует свою политическую власть, чтобы захватить реальную экономику, где это еще возможно. Это последний момент, чтобы использовать финансовый капитал для разворовывания управляемых глупыми правительствами государств, будь то Латвия, Греция или Италия.

Латвийскому обществу не следует ждать чудес от тех лакеев валютного фонда, которые гордо называют себя коалицией реформ и законности. Общество должно быть готово решить, что делать – покинуть это государство или все же быть готовым к ненасильственному протесту, если глобальный финансовый сектор перед своей агонией попытается захватить последние принадлежащие государству ценности реальной экономики и отдать иностранцам латвийские леса, гидроэлектростанции, автодороги и т.д.

Перевод: Лариса Дереча