Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Окажут ли страны БРИКС помощь бедным государствам?

Часть 1

© РИА Новостифлаги БРИКС
флаги БРИКС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В то время как кризис в Греции сотрясает еврозону, а акции возмущенных в США подвергают все более жесткой критике существующую неолиберальную экономическую систему, появляется все больше исследований о закате старого экономического порядка.

Вашингтон -  В то время как кризис в Греции сотрясает еврозону, а акции возмущенных в США подвергают все более жесткой критике существующую неолиберальную экономическую систему, появляется все больше исследований о закате старого экономического порядка.

Продолжают оставаться невыполненными обещания оказать помощь слаборазвитым странам Юга, которые десятилетия назад давали богатые промышленно развитые государства. И с каждым днем появляется все больше сомнений относительно того, кто же возьмется за их выполнение.

Около 2 000 правительственных представителей и специалистов готовятся к участию в IV форуме высокого уровня по повышению эффективности внешней помощи, который должен состояться с 29 ноября по 1 декабря в южнокорейском городе Пусан.

 

Еще по теме: Почему Запад не замечает БРИКС?

 

На всех континентах слышны призывы к тому, чтобы страны с динамично развивающейся экономикой, в первую очередь Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика (BRICS) стали во главе всемирного развития.

По сообщению Всемирного Банка, члены группы BRICS, в первую очередь Китай, обещали предоставить развивающимся странам кредиты на сумму 26 миллиардов долларов в период с 2000 по 2008 год.Пять стран-членов этой группы обладают валютными запасами в размере 4,3 триллионов долларов. Три четверти этой суммы находятся в китайских банках. К 2014 году на долю BRICS будет приходиться 60% мирового экономического роста.

 

Но более богатые в экономическом отношении страны Севера по-прежнему не уделяют им внимания, прежде всего в вопросах оказания содействия развитию. «Парижская Декларация 2005 года была принята исходя из разделения стран мира на богатый Север и бедный Юг.

Повестка дня III Форума высокого уровня по эффективности внешней помощи была расширена ненамного. В нее были включены некоторые осторожные замечания о взаимодействии стран оси Юг-Юг», как свидетельствует Центр по изучению проблем Китая при Университете города Стелленбос (Южно-Африканская Республика).

В Парижской Декларации об эффективности внешней помощи развитию были поставлены цели улучшения качества оказываемой помощи и ее результатов. Тремя годами позже, с целью ускорения воплощения в жизнь этого документа, в столице Ганы был разработана Аккрская программа действий, которая среди прочего ставила задачу установления партнерских отношений с ощутимыми результатами.

В то время как США и Евросоюз сокращают фонды оказания государственной помощи странам с низким уровнем доходов, то вполне вероятно, что страны BRICS заполнят образовавшийся вакуум. В Пусане основное внимание будет уделено Африке. На этом континенте находятся 33 из 48 наименее развитых стран. Как явствует из последних исследований ООН, половина населения южной Сахары имеет доходы ниже 1,25 долларов в день на человека. Положение обострилось, поскольку богатые государства не выполнили положения резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1970 года, рекомендовавшей выделять на помощь развитию 0,7% от их внутреннего валового продукта. Вряд ли богатые страны станут стремиться сейчас к достижению этой цели, что поставит дополнительные задачи перед странами BRICS.

«Значительно больший удельный вес Китая в торговле и мировых инвестициях - общепризнанный факт. Россия представляет интерес не только в силу своей обширной территории, но также тем, что, будучи крупным экспортером нефти, она в состоянии накапливать резервы», заявила IPS экономист Джайяти Гош, сотрудница делийского Университета имени Джавахарлала Неру.

«Возможности Индии гораздо больше той роли, которую она сегодня играет, а Южно-Африканская Республика и Бразилия не только самые экономически развитые страны в своих регионах, они также входят в крупнейшие сообщества как Южноамериканский общий рынок (Mercosur) и Новый альянс для развития Африки (Nepad)», указала Гош.

«То обстоятельство, что эти страны образовали союз, указывает на то, что они осознают необходимость соединить в одно целое сильные и независимые центры, отличающиеся от предложенных США, Европой и Японией», отметила она.

В качестве примера совместных действий стран BRICS два его главных члена и соперника – Китай и Индия – выпустили совместное коммюнике 9 ноября, призывая западные страны к «проведению ответственной макроэкономической политики, направленной на адекватное решение проблем задолженности и достижения финансовой стабильности».


Еще по теме: Отныне на G-20 решают страны БРИКС

 

Этот документ, опубликованный Министерством финансов КНР, подводит итоги V индийско-китайского экономического диалога, завершившегося 8 ноября в Дели. Составители заявления подвергают критике еврозону за манипулирование кризисом суверенного долга, а также за то, что они допустили воздействие его отрицательных последствий на развивающиеся страны. «На рынках развивающихся стран, где происходит относительно динамичный экономический рост, наблюдаются признаки замедления развития, поскольку состояние экономики промышленно развитых стран начинает вызывать беспокойство в наших странах», говорится в коммюнике.

Но о полном единстве говорить не приходится, поскольку Министерство финансов Индии поспешило отмежеваться от жесткой критики Запада. В индийской печати заявление опубликовано не было, что побудило многих аналитиков вновь выразить свое скептическое отношение к тому, что страны группы BRICS способны выступать единым фронтом на мировой арене, в частности, из-за значительной разницы в их социально-экономических и геополитических приоритетах и проводимой, в соответствии с ними, стратегической линии.

«Я не вижу основы для объединения этих стран», заявил Раджан Менон (Rajan Menon), заведующий отделом международных отношений в Лехайском университете (США). «Утверждение о том, что это «группа» - интересный трюк, создающий впечатление некоего объединения, способного осуществлять коллективные действия. Однако из истории этих стран не вытекает, что они могут выступать как слаженный коллектив», заявил эксперт IPS.

 

Еще по теме: БРИКС - всего лишь выдумка

 

«Если убрать Китай, то каковы будут возможности остальных стран влиять на мировые процессы? Вряд ли она будет сопоставимой с другими центрами власти», добавил он. По сути дела, торговый оборот между странами BRICS за последние 10 лет подтверждает довод Менона.

В период с 2000 по 2010 год бразильский экспорт в Китай вырос с 1,1 до 21 миллиарда долларов, в то время как импорт китайских товаров за девять лет увеличился с 1,2 до 15,9 миллиарда долларов, говорится в исследовании Брукингского института.

Но если Китай стал основным торговым партнером Бразилии, то эта страна даже не фигурирует среди 10 основных торговых партнеров Пекина. Страны группы "BRICS пока не разработали коллективной программы действий и пока они этого не сделают, рассматривать их как единый и влиятельный коллективный орган представляется несколько преждевременным», отметил Менон.

* Это первая из двух статей о странах группы BRICS и о том, как их политические программы могут повлиять в будущем на оказание помощи бедным странам