У меня есть мечта поставить памятник Оранжевой Революции. Это должна быть большая сфера — глаз, покрытый фотографиями лиц ее участников, преисполненных веры, свободы, надежды, гордости за свою страну. В центре я бы сделал зеркало-зрачок, в котором каждый мог бы увидеть себя сегодняшнего. Уверен, что миллионы украинцев увидят там лицо Человека, а не бесправного винтика. Потому что, имея опыт победного Майдана, каждая, даже такая запущено-больная страна, как наша, имеет шанс на выздоровление.
Сегодняшнюю Украину лучше всего описывает цитата из любимого фильма «Тот самый Мюнхгаузен»:
— А разве ночь?
— Ночь.
— И давно?
— С вечера.
Так, выяснилось, что у нашего темного прошлого оказалось будущее. Для его возвращения понадобилось не так и много: измена оранжевого мессии, война демократов и разочарование общества. Разобщение победного «мы» Майдана на беспомощные «я» политиков и простых людей — главная причина реванша авторитаризма в Украине.
Но эта статья не о «кто виноват?», а о «что делать?».
Сначала — диагноз. Он не засекречен ни для Украины, ни для мира. Фактом является авторитарная по сути и племенная («трайбалистская», если хотите) по форме власть В.Януковича. Ограниченные люди с ничем не ограниченной властью насаждают в стране культ бандитизма, продажности и хуторянства. Никаких национальных идеалов, никаких общественных проектов — плыви по течению и греби под себя. Или молчи в «крайней хате». Или езжай куда глаза глядят. Или садись в тюрьму.
Читайте также: Украинской «Оранжевой революции» настал конец?
С другой стороны — имеем беспомощную, но самодовольную оппозицию, которая, несмотря ни на что, живет по принципу «оппозиционер оппозиционеру — друг, товарищ и корм». В этой среде уже забыли, когда в последний раз общались с избирателями без Шустера. Главное — рейтинг, списки и спонсоры.
Обе стороны политического театра давно не рассчитывают на сознательную поддержку избирателей. Одни делают ставку на принуждение и фальсификации, другие надеются, что из двух зол люди выберут меньшее.
В 1921 году испанский философ Ортега-и-Гассет писал о
своей стране, которая двигалась к страшным потрясениям фашистской диктатуры: «Вместо того, чтобы периодически обновлять репертуар жизненных идей, типов существования, предприятий, которые могли бы сплотить, воодушевить нацию, — власти истощали национальное единство, используя силу общества почти исключительно в личных целях.
Как можно после этого удивляться, что общество задумывается над вопросом: а стоит ли нам жить вместе? Ибо жизнь — движение вперед, активность, направленная от настоящего мига в ближайшее будущее...
...Века сменяют друг друга, а власти по-прежнему уверены, что мы живем исключительно для того, чтобы длить и длить их безмятежное существование. Но так как эта причина мелка и ничтожна, Испания рушится на глазах».
Разве это не о нас? Разве это не о нашей политической корриде одноногого матадора оппозиции со слепым быком власти?
Но главная наша беда — не в бездарных участниках шоу, а в том, что обобранные до нитки зрители покорно ходят на корриду и десятилетиями ждут матадора-мессию.
Желание жить так, как живут в зажиточной и свободной Европе, без заметного желания постоянно принимать личное участие в общественной жизни, — вот ключевая проблема бесхребетной Украины.
Читайте также: Печальное наследие "оранжевой революции"
Лидеры наций не падают с небес, они появляются в результате общей борьбы, побед и поражений. Разделенность сцены и миллионноокого тела Майдана уже предвещала провалы будущей политической жизни после 2005 года и сегодняшнюю ночь.
Большинство майдановцев не захотели принимать участие в политике, оставляя это или зазомбированным адептам учения об американских валенках, или экзальтированным членам ордена покойной бабы Параски. Даже сегодня, справедливо проклиная аморальных политиканов, немногие готовы лично повлиять на них в рамках постоянных коллективных усилий.
По этому поводу вспоминается интересный документ 1918 года — «Резолюция крестьян-махновцев Гуляйпольского уезда». Слушали: о смычке города и села. Постановили: поддержать смычку, просить товарищей рабочих прислать в село железо и керосин. Отдельно постановили: в город хлеба не давать.
Пишу об этом не для шутки. Азиатская модель управления на большей части территории Украины лишила нас привычки объединяться, не дала сформировать структуру гражданского общества. В Европе королевскими хартиями и буллами закреплялись права шляхты и горожан, добывались привилегии ремесленных цехов и торговых гильдий, развивались свободы университетов и религиозных общин. Из этих коллективных структур ведут свой род их нынешние миллионные акции в защиту своих прав. Отсюда же — подконтрольность нанятой власти, которая хорошо знает, кто в доме хозяин. Именно постоянным общественным контролем и объясняются усилия их совсем не святых политиков, направленные на повышение стандартов жизни, преодоление коррупции и гарантирование демократических прав.
У нас и элиту, и просто свободных людей веками убивали и покупали. А еще — предавали. В результате мы пока способны только на одноразовые народные волеизъявления. В форме Майдана, например. После этого бесконтрольная власть способна лишь переписывать условия псевдоизбирательного лохотрона, а победить коррупцию может разве только суицидом.
Когда-то Роман Безсмертный объяснял мне, что на выборах есть две модели: или «пусть уж лучше эти, чем новые и голодные», или «пусть кто угодно, только бы не эти».
Нынешняя власть, как и та, в 2004-м, явно идет по второму сценарию. Кажется, мечта украинского оппозиционера — «згинуть наші воріженьки, як роса на сонці». Дескать, надо только спокойно ждать, пока правящий политический труп разложится в максимально комфортных межигорских условиях и доведет народ до новой революции. А потом придет молодой и образованный лидер, который поведет Украину в полное европейское счастье.
Читайте также: Зигзаги оранжевой революции
Такие планы — иллюзия. Власть действительно ударными темпами теряет поддержку людей. И процесс противостояния Януковича и Украины уже приобрел необратимый характер. Но избрание методом тыка нового вождя не гарантирует выхода из стагнации. Доказано Ющенко.
Говорят, однажды в аду было совещание, как еще ухудшить жизнь людей. Победила идея вживить им мысль, что спешить — некуда, времени — много.
В условиях нынешней политической ночи мы не имеем права спать, ожидая нового мессию на новом Майдане. Время работает на тех, кто работает. Даже ночью.
Нам необходимы изменения. Мир меняется, он уже изменился. В условиях окончания эпохи либерализма, очевидного формирования пяти-шести мировых цивилизационных проектов, которые борются за природные и интеллектуальные ресурсы планеты, наша отечественная слепая власть, инвалидная оппозиция и пассивное общество рискуют не только темпом, а самим участием в историческом глобальном процессе. Украина просто может из него выпасть. И жаловаться потом будет некому. Разве что Чарльзу Дарвину.
Что делать?
У нас есть две модели поведения. Первая — путь выхухоля, уникального, ни на кого в живом мире не похожего создания, которого ученые долго не могли отнести ни к одной из групп существующей классификации. Это путь внутренней эмиграции, духовной робинзонады, игнорирования внешних вызовов. Путь, конечно, уникальный, но закончится он очень неэстетично и неперспективно. Через 80 лет дискуссий ученые классифицировали выхухоля как «однопроходного млекопитающего».
Вторая модель — путь дикобраза. Это путь борьбы за право быть не таким, как все, отстаивания своего места в не всегда дружелюбном мире, защиты собственного достоинства и свободы.
Читайте также: Оранжевая революция - перезагрузка
Выбор пути — судьбоносный и зависит от желания и умения организоваться. Ярким подтверждением этого стало недавнее бегство из столичного зооконцлагеря группы вольнолюбивых дикобразов. Выхухоль, очевидно, все еще рассчитывает на приход доброго директора, который прекратит разворовывание денег на еду и обогрев убогих помещений все еще живых одно- и многопроходных млекопитающих.
В нынешнем глубокоиндивидуализированном мире есть множество способов остаться наедине с собой, с выключенными мозгами перед зомбоящиком сериалов, с виртуальными играми в мобильном и сетевом рабстве. Но у жертв этой новейшей варваризации нет ни единого шанса на изменение жалких условий существования, а тем более — права претендовать на достойное человека будущее.
Чтобы стать на путь свободы и достатка, надо прежде всего усвоить главный постмайданный урок: выход из советского тупика цивилизации — не столько в одноразовом акте смены власти, сколько в постоянных усилиях, направленных на изменение общества. Действенное гражданство порождает лидера нации, а не наоборот. После столетий национальной и личной несвободы нам надо восстановить привычку людей коллективно решать свои проблемы. Ключевую роль в этом процессе должны играть (и уже играют!) интеллектуалы, понимающие роль культуры как выработку смыслов жизни именно в Украине. В этом контексте трудно переоценить гражданскую публичную деятельность Лины Костенко и Юрия Андруховича, кардинала Любомира Гузара и Ярослава Грицака, акции «Останньої барикади» Олеся Дония, галицкой «Зарваницької ініціативи» и «7 чудес України» Николая Томенко. Политические, моральные, духовные ориентиры, которые они восстанавливают, очень важны для объединения людей. Без такого объединения тихая украинская ночь не закончится. Мы должны пройти этот путь. Это наша задача на ночь.
Когда деспотии доказали свою социальную неэффективность, древние греки собрались на агору, чтобы вместе вырабатывать политику. В этих общественных усилиях они искали и находили смысл жизни больший, чем физически отмерянный срок отдельного человека. Строительство величественных храмов, написание законов справедливого государства, завоевание побед на полях сражений стали их долговечными смыслами, намного пережившими их физическую жизнь. Причастность к этому давала (и дает!) самоуважение и удовлетворение.
Майдан 2004 года был нашей украинской агорой, где мы вместе творили собственную историю. Перспектива лучшей Украины — именно в таком пути действенного гражданства.
Процесс уже идет. Совместные акции чернобыльцев и афганцев — только видимая часть процесса. Все начинается с элементарной группы друзей, сотня которых пришла к зданию райотделения милиции и отбила задержанного за политическую «кричалку» киевского футбольного фана.
Знаковый вывод: хочешь иметь права — сплоти 100 единомышленников. В Фейсбуке, в рабочем коллективе, в студенческом общежитии, в земляческом обществе, в религиозной общине, в объединении владельцев жилья или земли.
Чем шире объединение, тем больше круг интересов, идей, перспектив. Гражданское общество уже рождается в социальных сетях. Следующий и очень трудный этап — его выход на улицу в качестве альтернативы. Эти готовые воевать за свои права и свободы дикобразы дадут и новые формы, и новых авторитетов. Исчезнут самозваные политические лидеры и телевожди. Реальную поддержку получит не победитель кулуарных политигр, а тот, кто привлечет в команду лидеров гражданского общества под выполнение определенных им задач.
Весьма идеалистично? Нереально? Невероятно?
Но ведь киевские дикобразы смогли! И Майдан у нас был! Хотя даже штаб Ющенко до конца не верил Владимиру Филенко и Тарасу Стецькиву, что выборы закончатся миллионными акциями протеста, которые перерастут в революцию.
«Будь реалистом — требуй невозможного!» — говорили мятежные студенты в Париже
1968 года.
«Будь реалистом — осуществи невозможное!» — должно стать лозунгом украинской общественной альтернативы. Это так просто — звонок с мобильного или клик компьютерной мышкой, чтобы объединиться с единомышленниками, — и слон тупой власти становится бессильным. Клик за кликом, звонок за звонком — этот процесс коллективных усилий перейдет в новое качество страны. Той, которая зародилась в незабываемые, лучшие в моей жизни дни и ночи на оранжевом Майдане.
И все, чего я хочу, — это дожить до того времени, когда «Слава Україні!» снова будет не слоганом надежды или сопротивления, а реальностью, как тогда, в 2004-м.
Юрий Луценко — украинский политик, заключенный Лукьяновского СИЗО