Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все государства региона объединяет один тренд - постепенный рост разнообразия внутри ислама. <...> Появляется феномен «новых мусульман», для которых исламская вера не связана с национальной культурой. Называя себя последователями «чистого» ислама, или салафитами, они изолируют себя от большинства «традиционных» мусульман, демонстрируя свою «исламскость» в поведении и одежде

В странах Центральной Азии развивается более традиционная, так называемая внутренняя религиозность и отмечается появление феномена «новых мусульман». Об этом эксперт фонда «Алтынбек Сарсенбайулы» Алма Султангалиева рассказала на организованной деловым журналом Exclusive и Фондом Фридриха Эберта международной пресс-конференции в Алматы «Новые тенденции в развитии ислама и их воздействие на стабильность в Центральной Азии».

 

Читайте также: Ислам и демократия несовместимы


«Все государства региона объединяет один тренд - постепенный рост разнообразия внутри ислама. <...> Появляется феномен «новых мусульман», для которых исламская вера не связана с национальной культурой. Называя себя последователями «чистого» ислама, или салафитами, они изолируют себя от большинства «традиционных» мусульман, демонстрируя свою «исламскость» в поведении и одежде», - заявляет эксперт.

 


Общим для всех стран Центральноазиатского региона стало стремление правительств контролировать религиозную жизнь через законодательные акты, например, принятие законов о деятельности религиозных объединений, отмечает спикер. Однако закрепленный в них принцип разделения государства и религии не соблюдается, прежде всего, самим государством, продолжает Султангалиева, отмечая, что «рекрутирование исламского духовенства, деление ислама на «хороший» традиционный и «плохой» нетрадиционный, в том числе через официальное или полуофициальное назначение «умеренного» ислама, например, ханафизма (Таджикистан, Казахстан) приводят к обратному результату - политизации ислама».

По словам Султангалиевой, сегодня больше внимания уделяется ритуалам, внешней стороне религии: как правильно молиться, какую одежду носить и прочее. Большинство исламской литературы, продаваемой в стране, посвящено именно этому, утверждает она. Кроме того, у всех неофитов, или «новых мусульман», актуальны темы чистоты религиозного образа жизни: что считается недопустимым, а что - дозволенным. В то же время, назревшие вопросы о необходимости соотношения норм ислама и современности игнорируются. Появляются новые для Центральной Азии транснациональные движения - община Ахмадийя, «Таблиги Джамаат». Одновременно начинается поиск локальных исламских корней, например, суфизма.

 

Читайте также: Где распространяется ислам


Как отмечает эксперт, преувеличивается значение религиозности и ее ассоциации с экстремизмом. Например, соблюдение исламского «дресс-кода» (хиджабы, неподстриженные бороды, укороченные брюки) ассоциируется с экстремизмом. При этом ни в одной из стран региона нет открытого обсуждения вопроса о роли ислама в обществе, что ведет к росту взаимной подозрительности между «серьезными» верующими и большинством населения.

«В условиях, когда большинство населения стран Центральной Азии не склонно поддерживать религиозный радикализм, ислам не стал политическим выбором. Но с ухудшением качества жизни и дальнейшим сужением вертикальной социальной мобильности социальный протест может получить религиозное обоснование как борьбы за справедливость. Хотя и в этом случае он будет иметь свои особенности в каждой из стран региона», - считает спикер.