Человек, который предрек «конец истории» после распада советского блока, сегодня находится в Женеве. В 18 часов политолог, экономист и философ Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama) даст пресс-конференцию в Женевском университете, которая будет посвящена будущему Европы.
24 heures: Не противоречит ли рост влияния исламистских партий в затронутых арабской весной государствах вашей идее о том, что во всем мире победит либеральная демократия?
Фукуяма: Нам ничего не известно о том, как будут развиваться эти страны. Однако уже сейчас можно сказать, что арабский мир не является «культурным исключением». С момента падения берлинской стены количество демократий в мире возросло с 45 до 110 или даже 120, тогда как все арабские режимы остались на своих местах. Но сейчас это можно считать универсальной истиной: все народы хотят, чтобы власть с уважением относилась к их достоинству. При всем этом, строительство демократии - сложный процесс. На Западе все случилось не за один день! Требуется некая сплоченность, уважение к правовому государству, механизмам парламентского контроля… Добиться этого проще при динамичной экономике. Экономический рост формирует средний класс, который начинает играть ведущую роль и хочет защитить свои интересы. Так это происходит в Бразилии, Индии…
- Но может ли исламизм сочетаться с демократией?
- Поживем - увидим. Тем не менее, исламисты, которые сейчас приходят к власти, берут за образец скорее турецкую, а не иранскую модель. Это демократия, хотя и со своими особыми культурными ценностями. И не стоит этому удивляться. Христианско-демократические партии сыграли важную роль в эволюции Запада.
Еще по теме: Фукуяма о возрождении авторитаризма в России и Китае
- А Китай? Вы полагаете, что он движется по демократическому пути?
- В Китае не будет каких-либо радикальных перемен, потому что режим заметно эффективнее арабских диктаторов. У мандатов его лидеров есть временные ограничения. Решения принимаются коллективно. Власть создала рабочие места и добилась устойчивого экономического роста. Многие китайцы помнят о временах, когда страна была очень бедна. При этом каждую неделю здесь проходят манифестации против экспроприации, коррупции и загрязнения окружающей среды. Народ выражает недовольство, и режим сидит как на вулкане. А экономический рост не будет длиться вечно.
- Что насчет России?
- Россия - это не демократия, а авторитарное государство, которое прикрывается выборами. Россияне благодарны Путину за то, что тот положил конец хаосу ельцинских лет, однако удержаться у власти ему удается благодаря одним лишь энергоресурсам страны. Он по сути так и не добился развития ее экономической модели.
Читайте еще: Фукуяма о России как о фасадной демократии
- В США вы критикуете чрезмерное множество властей, которые мешают друг другу управлять страной? То же самое стало причиной кризиса в Европе? Ей невозможно управлять?
- В Европейском Союзе неспособность принимать коллективные решения ставит под угрозу любой проект. Такая модель нежизнеспособна. Она нуждается в централизации. Сейчас наступает решающий момент. Разумеется, политики хотели бы потянуть время. В итоге Берлин, конечно же, согласится на займы ЕЦБ для оказавшихся в тяжелом положении стран. В противном случае некоторые государства выйдут из еврозоны. Это не станет концом света, но серьезно ослабит европейский проект.