25 октября между Турцией и Азербайджаном было подписано около 15 соглашений, которые касаются транспортировки и импорта природного газа, добытого с месторождения «Шах-Дениз» на второй стадии разработки. Как известно, месторождение «Шах-Дениз-2» вступит в эксплуатацию в 2017 году. По оценкам экспертов, его предполагаемые запасы составляют примерно 1,2 триллиона кубических метров природного газа, что в случае полной нагрузки ежегодно составит 50 миллиардов куб.м. газа, из которых Азербайджан планирует экспортировать 40 миллиардов куб.м. Согласно достигнутым соглашениям, часть газа приобретет Турция, а экспорт оставшейся части будет осуществлен в Европу транзитом через эту страну.
По информации, опубликованной на официальном вебсайте азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR, Турция и Азербайджан планируют строительство новых газопроводов для экспорта излишков энергоресурсов в Европу, так как в результате мониторинга газопровода на территории Турции было установлено, что существующих мощностей не достаточно для транспортировки газа, предназначенного для продажи. Строительство газопровода будет начато в 2012 году, и к 2017 году, когда «Шах-Дениз-2» вступит в эксплуатацию, уже будет существовать возможность транспортировки добытого газа.
Упомянутый выше пакет достигнутых соглашений является существенным шагом вперед в вопросе достижения диверсификации газоснабжения Европы, и вместо пустых разговоров и меморандумов, остающихся только на бумаге, ясно вырисовываются контуры реально осуществимого проекта. Турецко-азербайджанские соглашения привнесли новую динамику в ту сонную и инертную атмосферу, которая существовала вокруг проблемы экспорта природного газа из Азии в Европу. Они вызвали волнение и оживление не только среди компаний, связанных с рынком энергетических ресурсов, но и среди политиков.
В первую очередь это касается Евросоюза. Были сделаны активные и действенные шаги в связи со строительством Транскаспийского газопровода. Правда, разговоры на данную тему шли и прежде, но почему-то дальше этого дело не продвигалось – не проводились соответствующие мероприятия, или они были настолько растянуты во времени, что реально никто не верил в возможность осуществления т.н. «Южного энергетического коридора». Хотя, с начала сентября стали заметны некоторые сдвиги. В частности, Евросоюз вручил мандат доверия Еврокомиссии, чтобы от его имени вести переговоры с Азербайджаном и Туркменией в связи с проектом строительства Транскаспийского газопровода, который является составной частью «Южного энергетического коридора». Сразу же было объявлено о дате новой встречи – в конце сентября делегация Евросоюза должна была посетить Баку и Ашхабад, хотя данный визит не состоялся. Зато, соглашение 25 октября подтолкнуло Евросоюз к началу активных переговоров по строительству Транскаспийской магистрали.
«Мы хотели бы импортировать газ из Азербайджана и Туркмении напрямую, так что нам этот газопровод нужен» - заявила пресс-секретарь Еврокомиссара по энергетическим вопросам Марлен Хольцнер в своем интервью одной из немецких газет. «Транскаспийский газопровод является важной составляющей частью «Южного энергетического коридора», цель которого - обеспечение новых источников газа для Европы. Мы намерены достичь этого как можно скорее» - заявил Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттинген. Вице-президент Еврокомиссии Кэтрин Эштон также уделила особое внимание вопросам энергетики во время своих визитов в страны Закавказья и Москву в середине ноября текущего года. В конечном итоге, ситуация, создавшаяся на данный момент, дает основания предполагать, что Транскаспийский газопровод действительно будет построен, и начало его строительства является не такой уж далекой перспективой.
Именно эта реальность и сала причиной протеста со стороны России и Ирана. Фактически, все эксперты подчеркивают то обстоятельство, что осуществление данного проекта будет иметь для этих двух стран (учитывая их реальные устремления) самые отрицательные последствия. В частности, они (в особенности Россия) выпустят из рук рычаги воздействия на Европу, если у нее появится альтернативный путь к богатым и, можно сказать, неиссякаемым месторождениям природного газа в Средней Азии.
Как заявляют официальные Москва и Тегеран, строительство магистрали не представляется возможным, так как пока еще окончательно не определен юридический статус Каспийского моря. Кроме этого, они делают акцент на «непоправимый экологический ущерб», который будет причинен окружающей среде в результате строительства трубопровода. В связи с этим, невозможно не вспомнить инициированный Москвой аналогичный проект, «Голубой поток» - трубопровод, проходящий по дну Черного моря, который обеспечивает доставку российского природного газа в Турцию, и тут возникает резонный вопрос: является ли российский трубопровод с экологической точки зрения абсолютно безопасным? Или, может быть, Черное море не занимает такого значительного места в мировой экосистеме, как Каспийское?
В связи с экологией, представители Евросоюза дают твердые гарантии того, что при строительстве Транскаспийской магистрали будут использованы только ультрасовременные технологии, и поэтому вероятность экологической катастрофы фактически будет ровняться нулю. А что касается юридического статуса Каспийского моря, то данный вопрос не может оказать никакого влияния на строительство магистрали, так как газопровод будет проложен в территориальных водах двух государств – Туркмении и Азербайджана, следовательно, другие страны не имеют никаких юридических прав препятствовать его строительству. По словам той же Марлен Хольцнер, «в проекте Транскаспийского трубопровода Россия не обладает решающим голосом, Москва лишь может представить свои рекомендации и предложения, но насколько они будут учтены, решать самим участникам данного проекта».
Понятно, что и Иран, и Россия, хорошо осознают серьезность вопроса и стараются проводить превентивные мероприятия. К примеру, Иран уже предложил Туркмении взамен строительства Транскаспийской магистрали использовать имеющуюся на своей территории инфраструктуру для доставки природного газа до территории Турции, откуда уже будет осуществляться его реализация в Европу (следует отметить, что данное предложение пока что не вызвало большого интереса у официального Ашхабада). Что касается России, то с Туркменией у нее настолько сложные отношения, что любое предложение и тем более достижение какого-либо двустороннего соглашения является уже сферой фантастики. Зато, как считают в Москве, они могут оказывать влияние на Азербайджан и для достижения этой цели не стесняются прибегать и к угрозам. В своем интервью радиостанции «Голос России», директор Института стран СНГ, эксперт Игорь Шишкин говорит, что строительство азербайджано-турецкого трубопровода – это экономический вопрос, и он не может оказать серьезного воздействия на интересы России. А что касается строительства Транскаспийской магистрали, то это уже геополитика и поэтому, «здесь нужно подумать самому Азербайджану: нужно ли Азербайджану и азербайджанскому народу участвовать в откровенно антироссийском проекте? Тем более что миллионы азербайджанцев голосуют за северный вектор». В этом же интервью И.Шишкин заявляет, что «Россия не будет смотреть на все это и мирно ожидать, когда ей станут выдвигать ультиматум. У нас есть свои рычаги давления, свои варианты предложений – как кнут, так и пряник». Хотя, уже с уверенностью можно сказать, что, несмотря на столь явные угрозы, Транскаспийская магистраль обязательно будет построена, и «Южный энергетический коридор» будет задействован.
Это в будущем, а на сегодня, соглашение, достигнутое между Турцией и Азербайджаном по вопросам транспортировки и экспорта природного газа, смело можно назвать этапным решением, которое отрезвило Европу и вдохнуло новую жизнь в проект под названием «Южный энергетический коридор», который жизненно необходим для ее энергетической независимости. Что касается самих Турции и Азербайджана, этот проект не только принесет существенную экономическую выгоду обеим странам (и не только им), но также значительно упрочит их позиции на международной арене и вызовет серьезные сдвиги в мировой геополитике, естественно, в лучшую сторону.