Во времена холодной войны бытовало мнение, что единственная реальная опасность, которая может возникнуть, это превращение сильной России в нестабильную. Результаты парламентских выборов и резкое уменьшение поддержки избирателями партии Путина делают актуальным это мудрое опасение: если следующий президент встретит большие трудности, устоит ли он перед классическим искушением найти внешнего врага в поисках поддержки наиболее убежденных националистов? Не нужно заблуждаться, приписывая возвращению Путина внешнюю политическую линию, которая для России является традиционной: поиск третьего пути по отношению к Ирану, отличному клиенту мирной атомной энергетики Москвы, связи (и бизнес) с Сирией и враждебное отношение к западному вмешательству, обострившееся сегодня из-за «предательства» резолюций ООН по Ливии.
Читайте еще: Президентские выборы не будут для Путина легкой прогулкой
В конце концов, на благоприятной чаше весов лежит отсрочка передачи Тегерану ракет S-300, удовлетворительное сотрудничество с западом в Афганистане и будущее членство в ВТО. Верно и то, что другие партии, вошедшие в Думу (достаточно подумать о коммунистах), наверняка были бы менее склонны к диалогу, чем Путин. Тем не менее, опасность «перезагрузки» отношений в обратном направлении (что между прочим лишило бы Обаму одного из его немногочисленных успехов) на бумаге существует. Доказательством этому служит, помимо усиления протеста против нарушения прав человека в России, угроза установить ракеты в Калининграде и Белоруссии, если Америка не согласится заключить формальный договор с Москвой, проясняющий цели программы размещения антибаллистических ракет в Европе.
Еще по теме: Неприятная реальность для Путина
Первым заговорил о ракетах, нацеленных на Запад, именно Путин в интервью газете «Corriere della Sera» в июне 2007 года, и с тех пор предупреждение несколько раз повторялось. Но сегодня Россия уже прибегает к тяжелому давлению (угрожает выйти из последнего договора о разоружении, закрыть транспортный коридор в Афганистан именно в тот момент, когда отношения с Пакистаном в разгаре кризиса), а Обама, вступивший в предвыборную борьбу, конечно, не может пойти на уступки. По существу нельзя сказать, что Россия целиком неправа. Но Путин должен выбрать тактику, из которой мы увидим, предстоит ли ради общей заинтересованности в сохранении хороших отношений между Западом и Кремлем заплатить цену за внутрироссийскую напряженность.