Пекин – Двое российских студентов в пятницу получили китайскую премию мира от имени премьер-министра России Владимира Путина, который, по словам организаторов, был награжден за улучшение положения России и подавление антиправительственных сил в Чечне.
Премия имени Конфуция была поспешно создана в прошлом году как альтернатива Нобелевской премии мира, которая была присуждена осужденному китайскому диссиденту Лю Сяобо (Liu Xiaobo). Церемония награждения в 2011 году прошла за день до проведения церемонии в Осло среди призывов к Китаю отпустить Лю из тюрьмы.
Организаторы премии объявили в ноябре о том, что именно Путин получит премию в этом году, заявив, что во время президентского срока с 2000-го по 2008 год Путин «значительно улучшил военную мощь и политический статус России». Также упоминается подавление антиправительственных сил в Чечне.
Обоснование выглядит несколько противоречивым, учитывая авторитарные черты политики Путина и его репутации человека, сажающего политических оппонентов в тюрьму и преследующего критиков правительства. Происходящие в Москве протесты в отношении результатов парламентских выборов, которые прошли с многочисленными нарушениями, стали самой большой проблемой для Путина, который планирует вернуться на пост президента в следующем году.
Глава Китайского международного центра по исследованию проблем мира Цзяо Дамо (Qiao Damo) выразил надежду на то, что российские студенты, по всей видимости, отобранные для того, чтобы представлять Путина, передадут ему премию либо во время его следующего визита в Пекин, либо в Москве.
По словам Цзяо, двое студенток учатся в Пекинском университете языка и культуры. Он сообщил, что их зовут Катя и Мария, но не был уверен насчет их фамилий, отметив, что на церемонии также присутствовали двое студентов из Белоруссии.
Церемония вручения первой премии в прошлом году имела сюрреалистичный оттенок. Один из получателей - бывший вице-президент Тайваня Лиен Чан (Lien Chan) – не был осведомлен о мероприятии и не пришел, поэтому его премия была передана молодой девушке, чье имя организаторы называть отказались.
Спонсоры премии имени Конфуция – академики, заявляющие о своей независимости от китайского правительства.
По словам Цзяо, премия была задумана для продвижения традиционных китайских и азиатских идей мира. Он раскритиковал критерий отбора номинантов комитетом Нобелевской премии за последние два года, отметив, что «комитет все дальше и дальше отходит от концепции мира».
Присуждение премии Лю вызвало недовольство правительства и китайских националистов, которые обвинили Нобелевский комитет во вмешательстве в китайскую законодательную систему в рамках заговора по дискредитации страны. Лю отбывает 11-летний тюремный срок за то, что подписал хартию с требованием демократических реформ.
Цзяо заявил, что не одобряет Лю как лауреата премии мира, так как Лю «унизил свою родину», опубликовав свою точку зрения, и процитировал комментарий Лю о том, как китайская территория Гонконг обогатилась, будучи английской колонией.
«Мы считаем, что неправильно захватывать колонии силой и агрессией», - заявил Цзяо.
Тем временем, группа пяти лауреатов Нобелевской премии мира и правозащитников призвала к немедленному и беспрепятственному освобождению Лю Сяобо из тюрьмы. Международный комитет поддержки Лю Сяобо заявил в электронном послании, что Лю является единственным лауреатом премии, пребывающим в заключении, и обвинил международное сообщество в отсутствии поддержки его дела.
«К сожалению, 11-летний приговор медленно забывается за пределами Китая», - пишет группа.
Кампания по поддержке освобождения Лю включает в себя лауреатов Нобелевской премии Ширин Эбади (Shirin Ebadi), Джоди Уильямс (Jody Williams), Мейрид Магуайр (Mairead Maguire), Бетти Уильямс (Betty Williams) и Десмонда Туту (Desmond Tutu). Также участвуют бывший президент Чехии Вацлав Гавел (Vaclav Havel), активисты из организации «Репортеры без границ» и других правозащитных групп.
Объявление о присуждении Нобелевской премии Лю обнадежило китайское разрозненное и преследуемое диссидентское сообщество и заставило США, Германию и другие страны усилить призывы к его освобождению. Оно также разозлило китайское правительство, которое преследовало и задержало десятки сторонников Лю в последовавшие недели.
Это привело к жесткому обращению с женой Лю, Лю Ся, которая долгое время не имела возможности контактировать с внешним миром в рамках домашнего ареста, под наблюдением полиции, без телефона или интернета, под запретом видеться с кем-либо, кроме членов семьи.